«…— Но прежде, чем мы отправимся отсюда с вами, я должен отомстить мистеру Секонду. Он осквернил имя синематографа. Он сеет зерна ненависти в души зрителей. Он должен умереть.
— Не надо Джек, каждому свое. Будущее нас рассудит…"
«Человек с бульвара Капуцинов»
Так заканчивается советский фильм, снятый в те времена, когда кино считалось важнейшим из искусств, а также понималось как мощный инструмент влияния на умы зрительских масс. В магазинах того времени еще нельзя было найти горы бульварного чтива, а те книги так называемого легкого жанра, которые тогда были, представляли из себя в основном детективные или приключенческие романы или рассказы. В них, как и в фильмах того же легкого жанра, старались показать жизнь более яркую, более интересную, чем она была у читателя или зрителя, разграничить черное и белое, по возможности научить чему-либо или просто поднять настроение читателю или зрителю.
Да и зритель с читателем того времени были людьми, которые тянулись к светлому, радостному, интересному и развивающему. Помимо современников, в почете оставались и классики. Ведь заложенные ими принципы были все так же актуальны, только описываемые в произведениях ситуации слегка изменялись в соответствии с современными реалиями. Литература, кинематограф и прочие искусства были призваны украшать досуг людей, развлекать и радовать, учить и рассказывать интересное. Главными героями всегда были хорошие люди, которые боролись со злом и несправедливостью. Даже если это были мошенники или преступники, они боролись против других, более серьезных преступлений – против коррумпированной власти, например, или несправедливости государственного устройства.
В особенности это правило было ярко выражено в русской, а затем советской литературе. Просто исторически так сложилось, что у нас для развлечения либо поучительные притчи да сказки рассказывали, либо геройские былины пели. Даже в выступлениях ярмарочных скоморохов был заложен посыл к правильному нравственному развитию. Да и на Западе, несмотря на то, что традиционно театр и литература выполняли в большей степени развлекательную функцию, всегда ценился хороший конец с правильной моралью.
Но в наши дни в литературе, а затем в кинематографе стало модно делать все наоборот. Писать о геройских приключениях бандитов, цель которых – лишь личная нажива и удовлетворение своих низменных потребностей. В подробностях и даже с каким-то любованием живописать поступки маньяков и садистов. Как в кино, так и в литературе на первый план выдвинулись преступления, расчлененка, кровь-кишки и прочая мерзость. И чем более мерзким и асоциальны оказывался главный герой, тем популярнее был продукт.
Уже давно написаны горы исследований о том, как это началось и почему столько времени продолжается, но мне просто интересно, почему многих тянет на такой деструктив? Неужели можно испытывать радость и удовлетворение от подобного треша? Что это – тоска по гладиаторским боям, уличным разборкам или желание увидеть за своим окном отряд карателей за работой? Да, я понимаю, что человек – это животное, опасное, злое, хитрое и безжалостное, но ведь мы почти справились с проявлением этих инстинктов. Почему опять возвращаемся к ним? Неужели нам это так нужно, если не наяву, так в фантазиях? Многие скажу, что я просто не понимаю стеб, такой не понимаю. Я понимаю стеб Булгакова и Ильфа с Петровым.
Странность даже не только в тяге человека к разрушению, странность в тяге современного человека к тому, чтобы изваляться в грязи, подвергнуться унижению, моральному изнасилованию в особо извращенной форме. Нынче век повального мазохизма (да простят мне эти слова реальные мазохисты, которые на это наверняка взирают с не меньшим удивлением)?
По большей мере это все написано для тех, кто пишет или пытается писать и снимать фильмы. Но так же и для зрителей, и для читателей. Не стоит добиваться славы Герострата (или славы старухи Шапокляк). Да, она долговечнее, но этого уже так много вокруг, что в общем потоке канализации, который вы выливаете на окружающих, вас уже не заметят. Конечно, быть чистым и отмывать других – дело сложное и неблагодарное, но, по моему личному мнению, это куда более соответствует званию человека разумного. По крайне мере, если не можете написать притчу или поучительную сказку, просто развлеките своего читателя или зрителя интересной историей, загадкой или шарадой, в конце концов, рассмешите его шуткой не ниже пояса. Ну, а если вам удастся совместить в своем произведении и шутку, и шараду, и мораль, то тогда вас действительно можно будет назвать творцом.
И пусть Шамбамбукли будет вам в помощь ))
Ну и на последок дам ссылку на одного из мастеров своего дела.