ЕВА вошла в новую военно-технологическую эпоху. И способность воевать в ней зависит от того, способны ли противостоящие силы восстанавливать потели в полтриллиона исков за один бой.
Но не менее важный фактор - растущая плотность населения нулей. Сформировалась иерархия населения, а вместе с ней куда более сложные модели взаимоотношений, чем арендодатель и рентер. Практически весь спейс нулей покрыт двумя сетками - экономической (ситизены, рентеры и петы-вассалы) и политической (зоны влияния альянсов/коалиций лидеров. Если раньше военные лидеры в основном кормились с "территорий", то теперь они все чаще кормятся с их населения.
И кроме вопросов про военную оснащенность и мощь, все острее стоит вопрос политической состоятельности и эффективности управления.
Традиционно в еве было две основных игровых стратегии - получение фана или фарм исков (не для фана, а то, что тут называют рмт). Это формировало традиционные типы альянсов, с креном в пвп или пве и иные формы заработка. ПВП-альянсы, как правило, крышевали источники сверхдоходов, и в ранние эпохи, альянс лидеры лично фармили ценные источники исков (статические плексы, r64 луны и тп), причем большая часть исков шла, условно говоря, в карман. Сами же пвп-альянсы состояли большей частью из фанящегося народа, причем более менее пристойные компенсации за флотовые сражения - это сравнительно недавняя история (2-3 года), до того пилот должен был сам заботиться о своем снаряжении.
Сегодня же для стабильного существования пвп-альянса в нулях ему необходима высокоразвитая экономика с диверсифицированными источниками доходов (как простых в управлении, но требующих защиты, как r64 луны, так и более сложных в администрировании, но относительно самодостаточных - например, налоги с рентеров).
Сложность социальной системы ЕВЫ на сегодня близка к феодализму IX-XI веков. С одной стороны, военная единица армии - воин, по прежнему "стоит на земле", он тратит ощутимое время на самоовооружение, хотя основное снаряжение в развитом альянсе ему все же поступает из единого арсенала. С другой стороны, уже сформировались целые группы военных формирований, кто целиком живет от доходов с войны (в т.ч. в форме "грабежа", например как "временное" владение пандемиками лун венала). Если раньше фулл-тайм пвп без затрат на фарм исков было уделом только офицеров корпораций или мемберов редких элитных пвп-корп, то сейчас ведущие пвп-альянсы в одном шаге от профессиональной армии - т.е. полного перекладывания нагрузки на сняряжения на внешние источники дохода.
Понятное дело, растет и социальная дистанция. Малые альянсы (а к малым альянсам можно отнести все, кто не имеет флота в 70-100 сабкапов или минимум 10-15 активных суперов - оценки, понятное дело, очень примерные), уже не имеют не только шансов выжить, но и веса в политике тех коалиций, в которые входят.
Если примерить в еве исторические аналогии среднего средневековья, то мы получим примерно следующую картину.
Наибольшие исторические корни имеет IT альянс, который больше всего похож на империю Франков. Пройдя взлеты и падения, от захвата пол-евы до деградации, на сегодня это империя с крупной экономикой и впечатляющей военной мощью (60+ только известных титанов). Вместе с тем, "пассионарная" стадия пройдена, выросли сильные конкуренты, великие военные лидеры ушли в прошлое, и сейчас IT скорее катится по инерции, впрочем, весьма мощной.
Также достаточно старая империя, которая играет сейчас колоссальное влияние в еве - Северная коалиция. Примерный исторический аналог - Священная Римская Империя. Изначально она менее монолитна, включает в себя, кроме крепкого ядра "основных" альянсов, союзников, которые не вполне вассалы, но и, очевидно, не равны в правах с лидерами. Рыхлость дает проблемы с координацией, однако выстраданная система политического балансирования позволила создать весьма стабильный режим, устойчивый к смене лидеров и вообще обновлению команды. Эти "немцы" в военном плане не столь "элитны", но они отлично экипированы, владеют современными военными построениями и имеют совершенно стальные нервы - их хладнокровие остужало уже множество горячих голов, которые уже пировали на подходах к столицам СК.
Южная империя (СЕ, ААА, РОЛ etc) находится в жесточайшем кризисе. Юг - примерная аналогия романских королевств Средиземноморья . Имея в прошлом прекрасную военную славу, они чудовищно отстали в экономике, и как следствие - в военной мощи. Если пращуры южан наводили ужас на врага своими "когортами" лонгбатлов, то против современной тяжелой конницы суперкапов их "бронзовые" дрейки выглядят жалко. Отставание началось очень давно - больше полутора лет по еве, и что усиливает исторические аналогии - экономическая разруха началась с неспособности организовать эффективное политическое управление - ушедшие лидеры не оставили преемников, скандалы и интриги занимали лидершип куда более, чем создание эффективной экономики... Единственное, что сохраняет живой империю Юга - это потрясающей силы военных дух. Партизанские по сути операции выматывают соседей, и поскольку реальной "имперского масштаба" альтернативы на юге нет - то там идет постоянная война, по технологическому уровню отставшая от сражений на Севере на целую историческую эпоху. И хотя там произошла смена лидера - СтейнЭмпайр по факту тащит войну своими флиткомами, современного управления, сомасштабного лидерам, на Юге нет.
Восток - пока крайне рыхлое образование, напоминающее в исторических аналогиях союз славянских государств, как бы если бы не было Чингисхана. Объединенные языком и традициями, тем не менее, сильно разобщенные, государства востока способны вести успешные оборонительные войны или атаковать соседей вместе с сильными союзниками. В военном плане они экипированы слабее лидирующих империй, хотя в среднем индивидуальном скиле близки. Но экономически и политически империя еще совершенно не сложилась, и как обычно на востоке - все поражено коррупцией и неэффективностью хозяйствования. Все военные лидеры - по историческим меркам весьма молоды, сами "государства" еще не проходили смены поколений (за исключением РЕДов, который на каждой смене поколений попросту умирал, и сейчас от старого РЕДа там нет вообще почти ничего, кроме тикера). Смогут ли альянсы востока пройти неизбежные кризисы роста и координации, расположится по вертикали в отношениях лидер-вассал по образу IT или NC - это предстоит увидеть в течении, как минимум еще одной исторической эпохи (один-два сезона евы). И да, если не будет монголов...
Последняя военная сила, которая все же не империя, хотя и влияет на их судьбы - пандемики, которые очень сильно напоминают норманнов-викингов. Начавшие с грабежей, являясь почти исключительно воинами, они оторвались от своих корней так далеко, что это уже разные племена. "Норманнские" королевства пандемиков возникают во всех очагах конфликтов, и зреют на награбленном и заработанном золоте. Классические империи не могут конкурировать с ними по скилу армии, однако, имея под собой огромную массу заинтересованных жителей, способны сопротивляться набегам "викингов" за счет массы. Как и было в истории, в еве, скорее всего, "норманнские королевства" закрепятся на наиболее удобных территориях, и единая система распадется. Хотя, возможно, во вселенной евы будут иные сценарии - но все исключительно зависит от того, как будут вести игру лидеры панд, и сумеют ли они создать воспроизводимую систему власти и ее преемственности.
За рамками аналогий остались многие,в том числе, например, гуны, которые уже переросли сопливое детство, но все же, еще не империя. Возможно, если начнет нарастать кризис в пандемиках - то гуны и часть корп панд смогут породить что-то влиятельное, но пока предугадать невозможно. Историческую аналогию гунам не подведу - но ее вовсе и не обязательно иметь.
Все модели имперского развития на сегодня - это прежде всего, модели того, как выстроено управление интересами сотен (и даже тысяч) людей, которые сплачиваются для достижения личных интересов. Как минимум две имперские модели (IT и NC), уже доказали право считаться "вечными" - в случае любого катаклизма их преемники будут весьма влиятельны и мощны. Станут ли действительно "вечными" империями Юг и Восток - является открытым вопросом.
Но в любом случае, эпоха империй - это жестокое и славное время, о котором потом сложат легенды.
Сообщение отредактировал Blaster Worm: 02 January 2011 - 14:07