PostApocalypse Now
Со времен становления литературы в ее современных формах, антиутопия (а точнее даже в текущем контексте — дистопия) стала весьма актуальным и влиятельным жанром. И если долгое время в нем лидировало буквальное переосмысление возможности построения разумного мира (чистой утопии), в форме Оруэловсеих etc опасений о тоталитарной природе «победившего порядка», то в последнее время, по факту осмысления природы человеческий и самоорганизации (и рынка) как механизмов развития, формы антиутопии приобретают все более вычурные формы.
В современной, наиболее знакомой нам антиутопии, будущее наступает не в форме установления новой формы устройства общества, а в форме всеоглушаещего взрыва, который ломает привычные нам скрепы социума, технологического развития, и заставляет выживать и заново отстраивать это мир из руин. Современная постапокалиптика, начавшись как литература/кино предостережения, по факту устранения ядерной угрозы стала искусством познания человека, способом познать его природу. И видим мы, что там не так много светлого и доброго (впрочем, тезис руссо о добром по природе человеке был выброшен на помойку еще за век до того).
Особую роль постапокалиптика играет в игровой индустрии — большая часть хитов так или иначе приводит героя в мир разрушенных городов, свергнутых устоев, выживающих групп и доминирующих банд. Как и в центральных фильмах этого жанра (Почтальон, Книга Илая etc), основной конфликт лежит в сфере самоопределения героя как свободного человека в противостоянии тоталитарным бандам. Надо ли пояснять, что ева дает всем желающим великолепную возможность пережить этот сюжет на себе, и ответить, кем он стал бы в мир мертвых городов — человеком, кто держится за слово, или за корку хлеба. И исследовать все аспекты этого переживания.
Начнем с того, что все постапокалиптические миры строятся на устранении из реальности института законности и правопорядка. Многотысячелетняя эволюция социальных институтов рушится в дни, стоит устраниться всего некоторым элементам ее удерживающим — объективному суду, паритетному наказанию и тп. В современной еве единственной формой наказания, как и в до-истории человека, да что там — в животном мире, является изгнание. Поскольку важность группы и ее ценностей является превалирующим фактором, то соответственно, происходит закукливание мира внутри мира группы — ее ценности и цели становятся доминирующими над всеми внешними, как и в архаике, и «человек» становится синонимом «соплеменник». Ценности и цели остальных не имеют права на существование.
В такой ситуации развиваются все симптомы вырождения ценностей. Действительно, каков смысл рассуждать о справедливости и прочих высоких материях, если применение силы является безусловным способом решить проблему? И только сила является способом взять и удержать желаемое. В таком мире влияние прямо пропорционально количеству штыков, а следовательно, весь вопрос — как их собрать и удерживать. Тоталитарная банда, форма организации, в которой влияние устанавливается прямым контролем над ключевыми ресурсами, четкой и жесткой связью поощряемого поведения с наградой, дрессурой и подавлением инакомыслия — становится безусловным лидером в гонке социальных моделей. Забавно наблюдать, как еве постепенно вымирают все очаги и попытки построить общество на принципах «выживания в справедливости и свободе» - не способные противостоять мощи банд.
Тут и начинается, собственно, интересные сюжеты. В классической постапокалиптике «разбудить» спящее в хозяйских бараках и рабстве человечество, как правило, удается за счет прикосновения к вечным ценностям, будь то правила почтовой службы или священное писание. Американская прогрессорская идея ровно и состоит в том, что они полагают, что обладание такими ценностями есть достаточное основание для возрождения порядка и высокой человечности из руин борьбы за существование. Однако в еве мы видим пока только обратный процесс.
Впрочем, этот вывод скорее можно отнести, прежде всего, к русскоязычной еве. Комьюнити других стран выживает в мире беззакония куда более «прогрессивными» формами. Корпоративная модель Молле, в которой он строил почти киберпанковскую суперкорпорацию разумного управления окружающим миром с вершины оптимально-рационального строя. Или форма гунсварма, являющаяся формой анархической утопии об объединении усилий вокруг ценностей личной независимости. Северная коалиция, строившая классический «как-бы-нормальный» социум, базирующийся на солидарности, рациональном распределении ресурсов и балансе личной свободы и групповой ответственности. В классической постапокалиптике все общества описанных типов обычно выживают на руинах крупных городов, с сохранившейся инфраструктурой и социумом, и их выживание целиком зависит от способности сдерживать хаос пустошей или тоталитарные банды предместий. И удерживает их а рамках разума доверие и внимание к ценностям, накопленным человечеством.
У русских, как показали и тестовые 90е, никакой прививки к социальной деградации нет. Они способны жить с продуктов разложения общества, сжигая произведения культуры и разрушая памятники в угоду сиюминутной выгоде. Бандитизм является не только наиболее понятной, но и общественно реабилитированной формой — культура банды является всосанной смолоком матери у подавляющего большинства россиян. Даже будучи компьютерным задротом, люмпеном и разнорабочим, он все равно видит себя альфа-самцом и чотким пацаном. Увы, но со временем количество людей, для которых банда — естественная и единственная форма организации, только растет.
Глядя на столь масштабный социальный эксперимент, и на разрастающееся пятно черной пустоты на месте ранее активных в плане игрового контента и живых в плане социума регионов, все больше приходишь к выводу, что антиутопия голливуда и запада в целом слишком оптимистична. Они надеются на библию, на силу одиночек, на жажду человека жить не просто «в порядке» и «сытости», а в справедливости и уважении чужой свободы. Но как видим — последнее не естественное свойство общества, а подарок многотысячелетней эволюции. Стоит подольше подержать людей в голоде, скотстве и беззаконии (как в России), и их желание воспроизводить современное общество атрофируется. Склонность человека к анти-эволюции столь же развита, как и к эволюции. И начинается деградация с потери способности к пониманию тонких аспектов игры и человеческого существования. К доминированию низменных ценностей, к атрофии чувства справедливости, красоты, сложности поведения других и тп.
Почему эти процессы развиваются в еве? Ведь это старая игра, и долгое время в ней шло совершенствование форм организации. В какой-то степени, эволюция альянсов больше напоминала архаичное и ранне-историческое совершенствование форм взаимодействия игрока и лидера, появление этики, тонкой дипломатии, основанной на доверии и тп. Что стало толчком деградации?
Все очень похоже на классический сюжет постапокалиптики в реальной истории (в которой была своя серия «закатов времен»)— захват варварами развитых государств. Как всегда, кризис и «заплытие жиром» снижало их способность сопротивляться агрессии хаоса. Впрочем, все наиболее успешные варварские нашествия связаны не только со слабостью старых государств — но и с внезапным ростом численности варваров (к примеру, до начала военного пути монголов, их численность выросла в несколько раз благодаря уникальным климатическим условиям, те же сюжеты были в связи с гунами и тп). Это очень похоже на еву — внезапное появление аномалий (сиречь доступного в каждой апгрейженной системе высокого дохода), багнутых аномалий дронрегов, новых ботов (точнее — ботов в аномалиях, что на порядоку выгоднее ботов в белтах) — и вот уже «варвары» накопили достаточный фаерпауэр для атаки на стабильные «государства».
Но при всем сходстве, множество и различий — к примеру, все варвары в очень короткое время заимствовали традиции, веру и язык завоеванных народов, ассимилировались и растворялись в них. В еве же, как и в художественной постапокалиптике, различия между племенами не размываемые, и сохраняются до полного уничтожения, а ценности победителей утверждаются поверх, вне зависимости от их культурного статуса. Впрочем, мир компьютерной игры, все же, не может полно моделировать — как и художественное произведение, он, скорее, предупреждает.
Если все это взвесить, то скорее всего, перекосы в еве вызваны не столько разницей технического уровня противостояния сторон, а степенью вовлеченности. Иными словами — наивысшей ценностью является приносимый игрой профит — прежде всего, в форме дохода или во вторую очередь — удовлетворения. Это не раз обсуждалось тут — игра для некоторых перестала быть игрой, и смысл существования банды появляется только вокруг выкачивания ресурсов и появления реального профита. Трудно представить, что такое большое количество людей реально социально-слепа и глуха и не чувствует того, что их используют — иначе, как соглашаясь быть использованными в обмен на маленький личный профит. Это, кстати, самая интересная часть в исследования поведения людей в постапокалипсисе — в какой степени их управляемость определена технологиями манипулирования (жабой), а в какой — готовностью довольствоваться грязным золотом и грязной победой в условиях дефицита ресурсов и успеха в реальной жизни. В какой степени в обществе деградации люди идут за харизматичной «сильной рукой» из психологических, а в какой — из шкурных соображений? Должен сказать, что постапокалипсис России 90х и 00вых, не дал на этот вопрос исчерпывающего ответа — все же масштаб социальной инерции и сила сохранившихся институтов удержала все в относительно цивилизованных рамках (и чистые бандиты к власти так и не пришли, и страну не растащили).
В еве же, в чистом эксперименте, деструкция, увы, побеждает. Побеждает на союзе жажды наживы и славы, полученной грязными способами. Мир пустоши захватывает город за городом, превращая его в руины и развалины, то, что было домом для семейства еще вчера сегодня — куча хлама и источник ресурсов для временного обогащения. Невероятно интересно закрученный сюжет, и главное — пока без видимого и предопределенного конца. Вера в то, что голос разума и чувство человечности восторжествует есть — но голос этой веры слабеет.
Это игра. Это ева. Это ее политика. Это чертовски важно.
Edited by Blaster Worm, 29 August 2011 - 21:03.