Гиперсознание.
Несмотря на предпринимаемые в последнее время усилия создать образ сети высококлассных учебных заведений для элиты Нового Эдема, Общество Сознательной Мысли (Society of Conscious Thought) в первую очередь остаётся исследовательским институтом с сильным интересом во всеобщем техническом продвижении. Секретов тут нет — в конце концов, все знают, что Джов весьма любознательны, а, учитывая защитное уединение анклавов Общества, известных как китц (kitz), никогда нельзя сказать наверняка, что несут их новые разработки.
Это не означает, что Общество может свободно выбирать себе проекты. В его изменчивом прошлом нашлось место и политическим махинациям, и кое-каким весьма сомнительным экспериментам на людях, что в итоге едва не положило Обществу конец. Поворотным моментом стало раскрытие связей с Нацией Санша в результате внутреннего расследования. Было общеизвестно, что Санша Кувакеи (Sansha Kuvakei) соединил технологию капсул Джов с незаконно доработанными мозговыми имплантантами для того, чтобы создать свою печально известную армию подхалимов, но попытки Империй повторить его работу всегда проваливались, и долгое время предполагалось, что Джов могли быть одной из скрытых сил, поддерживавших Кувакеи и снабжавших его нелегальными технологиями ради того, чтобы увидеть, что он может сделать на их основе. Это было основным направлением в дерзком подходе Общества к технологическому прогрессу, и после того, как расследование вскрыло расхождения в исследовательских документах некоторых китц, косвенно указывающие на то, что все они работали с Санша, финансирование, власть и автономия Общества были серьёзно ограничены, а сами китц исчезли без следа. Конечно же, неизвестно, были ли карательные меры в отношении этих китц приняты из-за сотрудничества с Санша или за то, что они не смогли надёжно это скрыть.
Несмотря на то, что информация о развитии любых аспектов общества Джов остаётся скудной, в любом случае ясно, что в других секциях Общества это развитие приняли близко к сердцу и серьёзно сменили свою политику, со временем даже открыв двери не-джовианам в попытках хотя бы немного развеять тёмный мистический ореол, начавший было окутывать их организацию. Кроме этой смены парадигмы с исследования на обучение, Общество также предприняло хитрый сдвиг фокуса исследований. Инспекторы Джов обнаружили, что хотя Общество покорно воздерживалось от возврата к прежнему уровню исследований в технических науках, начальники китц, вместе с учёными Общества, вместо этого начали изучать науки гуманитарные, в основном делая упор на социологию, образование, теологию и психологию.
Такое развитие получило молчаливое одобрение инспекторов. В своей мудрости они поняли, что натуру бесконечного экспериментаторства Джов подавить нельзя, и максимум, чего можно достичь — нового ухода в подполье подальше от глаз инспекторов. Хотя в Обществе и продолжали изучаться некоторые аспекты практических технологий, их сочли безопасными. В частности, учёные занимались электронными усилителями настроения — передатчиками альфа-волн и тому подобным — но, так как джовиане весьма ценят всё, что можно использовать в борьбе с депрессией и скукой, на эти эксперименты закрыли глаза.
Многие из этих проектов начинались как неофициальные эксперименты отдельных учёных Общества, которые держали их в секрете ровно столько, сколько учёный может молчать об эксперименте. Вскоре эти учёные организовали исследования силами многих китц, и благодаря отличным связям, которые Общество поддерживало между анклавами, вскоре увидели свет некоторые интересные проекты. Одним из них была легендарная программа "Гиперсознание".
Некоторые учёные заметили возникновение новых зависимостей между подготовкой студентов и достигаемыми ими результатами. Давно было известно, что, хотя и можно установить стандарт надлежащего базового образования — упор на математику, языки и социальные науки всегда необходим — но в то же время на более высоком уровне качество образования всегда будет настолько же зависеть лично от студента, насколько и от программы. Члены Общества обнаружили, что в раннем академическом развитии конкретного студента можно обнаружить определённые шаблоны поведения и использовать их для индивидуального формирования образовательной программы, а не наоборот. Истинная природа этих шаблонов ревностно охраняется Обществом, но, судя по полученным в последние несколько десятилетий, метод определённо работает.
А если бы он и не сработал, Общество бы всё равно оставалось на пути к званию немного оригинального, но в общем высококлассного учебного заведения.
Методики обнаружения шаблонов становились всё лучше и лучше до момента, когда учёные поняли, что могут планировать и другие аспекты способностей и склонностей студента. В конечном итоге какой-то инициативный учёный решил, что недостаточно просто обучать студентов быть лучше, а надо также и обуздывать их вредные склонности.
Собственно, сама цель новой не была. Смысл существования любого учебного заведения — сгладить некоторые острые углы в личностях учеников, не просто толкая их на путь истинный, но и удерживая от блужданий. Учёные Общества оспаривали традиционные методы за их устарелость, неразборчивость и возможность прямо противоположных результатов. Вместо этого применялся индивидуальный подход: где одного могли нагрузить физическими упражнениями, другому стоило урезать академические привилегии, а с третьим — строго поговорить на определённые темы вроде отправки домой. Ничего вредного, ничего лишнего.
Проблемы начались, когда они начали применять в работе с шаблонами поведения свои наработки по улучшению настроения. Некоторые учёные утвержали, что вместо борьбы с последствиями негативного, враждебного и агрессивного поведения, гораздо проще и эффективнее будет уничтожить источник проблемы. Кроме этого, использование усилителей настроения может помочь студентам достигнуть небывалых высот, дополняя их природные способности.
Подобный проект был бы воспринят в любых других кругах как промывка мозгов, и насторожить даже некоторых членов Общества, но джовианская пытливость победила. Тем не менее, Общество тщательно хранило истинный секрет программы, вплетая её узоры в гобелен учебного материала и, таким образом, держа её скрытой от неискушённого наблюдателя. Кодовым названием программы было "Гиперсознание".
Гиперсознание (Hyperconsciousness), или ГиСо (HyCon) среди посвящённых, выдало великое множество студентов, чьи научные карьеры просто светились мастерством. Также оно дало дальнейшие улучшения для теоретической базы ГиСо, так как Общество непрерывно улучшало свои методы и технологии, основываясь не только на результатах экспериментов, но и дополнительных технологиях, поставляемых покровителями Джов, которые были впечатлены научными успехами общества, оставаясь в то же время в неведении относительно истинной природы программы Гиперсознание. Неожиданной удачей стало момент, когда какой-то таинственный покровитель даровал избранному китц Общества ответственность за уничтожение Книги Пустоты.
Книга была хорошо известна среди Джов. Это была одна из многих провалившихся попыток остановить Болезнь — бич расы Джов, которая и до сих пор превращает многих из них в сломанные, мрачные тени былых себя и рано или поздно толкает их на смерть. Книга была названа в честь легендарного амаррского писания, прочтение которого, по рассказам, даровало высший уровень сознания и спокойствия. Она представляла собой маленький скромный механизм, который при активации убирал негативные мысли и эмоции у всех вокруг. Джов надеялись, что Книга как минимум излечит их от меланхолии, и в некотором роде так и случилось - но не раньше, чем подопытные превратились в пускающих слюну идиотов. В малых дозах эффект не был перманентным, но влиял на личность подопытного столь сильно, что они теряли способность логически мыслить; в больших дозах субьекты впадали в перманентную кататонию. Разумеется, Книга была деактивирована, разобрана и отправлена на свалку научной истории.
Точнее, Джов так думали. Сочтя, что только Обществу, с его опытом работы с шаблонами поведения, может быть доверено хранение и уничтожение подобного механизма, один из хранителей Книги по запросу отдал её части им, настояв, что несколько запчастей будут выставлены на обозрение или изучены, а остальные — уничтожены. Общество получило подобный шанс только благодаря огромному доверию, восстановленому за всё это время, и, возможно, из-за образа членов Общества как немного чокнутых, но благонамеренных и интиллигентных людей. Похоже, никто не понял, что всё это было как бросить кусок мяса работорговцу. Человек, отдавший части Книги Обществу, без сомнения сделал это, зная, что они исследуют её ради её секретов, но вряд ли он вообще осознавал, что у них есть как знания, так и способности для того, чтобы собрать её снова.
Общество подыграло, и даже выставило несколько дубликатов деталей на обозрение ради того, чтобы убедить своих попечителей, что остальное было уничтожено. Они, в общем-то, так и не смогли восстановить оригинал со всем спектром способностей, но эксперименты были достаточно успешны, чтобы создать некое подобие. Новая Книга, существование которой держали в строжайшем секрете, имела некоторые базовые свойства старой, но в основном действовала на не-джовиан, да и то не работала должным образом на худших (или, как в случае с печальной ошибкой во время проведения неразрешённого теста очень разочарованными исследователями, на лучших) студентах ГиСо.
Из исследований были получены некоторые ценные технологии. Одной из них был коктейль "Забвение", группа наноботов, приём которых делал подопытного весьма уязвимым к эффектам как Книги, так и корректирующим мерам ГиСо. Другой был амнезиак, который, хотя и не влиял на настроение подопытного, полностью стирал память за заданный промежуток времени и заставлял мозг подопытного компенсировать это созданием туманного, не привлекающего внимания провала в памяти, хотя более чем двухдневная амнезия обычно влекла за собой госпитализацию и необходимость в реабилитации. Этот амнезиак оказался чрезвычайно полезен для помощи людям с тяжёлыми психологическими травмами и стрессами, но ходили слухи, что его использовали и для более тёмных дел, вплоть до убийств посреди толпы.
Несмотря на эти результаты, проект признали провальным, и Книгу переместили в глубокое хранилище в ожидании следующего секретного исследования. Там она и находилась, предположительно никем не потревоженная, собирая пыль, и была бы списана как потенциально опасный научный мусор, если бы до ответственных за неё лиц не дошли сведения о том, что она всплыла ещё где-то в космосе. И разумеется, они обнаружили, что их собственный экземпляр исчез.
Поиски Книги при помощи зондов были безрезультатными. Благо, хотя Империи давно слышали истории о существовании Книги и её потенциальной мощи, информация о её восстановлении не просочилась наружу. В результате, у Общества было время набрать и обучить специальные подразделения, укомплектованные людьми, имеющими природную сопротивляемость воздействию Книги, и держать их в боевой готовности во время поиска её местоположения. Это была непростая задача, и её надо было держать в секрете, и тут и пригодилось уединение китц. Несколько предложили свои услуги в качестве тренировочных лагерей и в итоге дали начало крайне эффективным и устрашающим группам оперативников ГиСо, многие из которых вообще не догадывались, на кого они работают.
Их успехи описаны в других источниках. Общество продолжает действовать, и программа ГиСо по-прежнему является значительной частью их методологии, хотя и заметно отличающейся от первоначальной версии. Учёные Общества выступили с заявлением, что, хотя они осознают, что длительное хранение книги в китц Общества было ошибкой, эта оплошность не должна негативно сказаться на программе ГиСо или вкладе Общества в образование в Новом Эдеме. Разумеется, в определённых кругах инцидент с Книгой снова пробудил подозрения по поводу того, что Общество вынашивает планы политического господства, но его огромные усилия в попытках вернуть книгу сделали всё, чтобы развеять эти подозрения.
Конечно, вполне возможно, что исчезновение Книги не было случайным. Циники могут заявить, что Общество начало волноваться по поводу того, что его программа Гиперсознание, и аккуратная манера обучения и формирования взглядов богатых и могущественных не-джовианских студентов могут быть рассмотрены как первые ходы в новой партии политико-стратегической игры, и вся охота на Книгу планировалась только как отвлекающий манёвр. Если так, то этот ход был крайне рискованным, и скорее всего, сделанным с высокомерием превосходства. Вполне возможно, что Общество считало, что ни одна другая сила в Еве не может так быстро узнать о существовании Книги и начать собственную охоту на неё.