Меня, как представителя крупнейшего русскоязычного фан-сайта EVE, CCP пригласили на Игромир, чтобы сделать небольшое интервью и показать Валькирию. На входе получил вот такой бейдж:
Став тем самым сотрудником ССР на Игромире
У ССР на Игромире небольшой стенд, где идет демонстрация Даста и на обозрение выставлено коллекционное издание:
В блоке 1С есть отдельные комнаты для общения с прессой:
Туда мы и направились.
Сразу посадили за штурвал джойстик и запустили Валькирию. Довольно занятное ощущение. Крутить головой для обзора и захвата цели непривычно, но быстро адаптируешься. Изображение может слегка расплываться, но тут уже надо настраивать Рифт под себя, чтобы не было такой проблемы. Конечно, это всего лишь простенькое демо, но из-за использования Рифта проект выглядит очень интересно.
Далее выдержки из интервью.
EVE Valkyrie
EVE-RU: Самый главный вопрос по Валькирии - это, конечно, когда будет бета/релиз?
ССР: Игра выйдет в 2014 году.
EVE-RU: Открытая бета?
ССР: Думаем, это будет релиз. Вы сможете увидеть игру в 2014.
EVE-RU: Это долговременный проект, как EVE?
CCP: Изначально проект делался в частном порядке с одобрения компании. Техдемо было показано на фанфесте, нескольких выставках, где получило много хороших отзывы и награды. Сейчас это полноценный самостоятельный коммерческий проект в сеттинге EVE, на разработку которого выделены люди. Нет причин не развивать его далее.
EVE-RU: Планируется ли какая-то связь с EVE (по аналогии с Дастом)?
ССР: Да, у Евы есть связь с Дастом, но Валькирия – это независимый проект в сеттинге Евы. Так что никакой речи о связи пока не идет.
EVE-RU: Какая форма оплаты планируется?
CCP: Это то, о чем я не могу говорить сейчас. Игра даже не готова! (смеется)
EVE-RU: Будет ли возможна кастомизация файтера, прокачка пилота?
CCP: Опять же. Это всего лишь техдемо. Мы только-только собрали команду, нашли исполнительного продюсера Owen O’Brien (того самого парня из Mirrors Edge). Я думаю, он отлично подойдет на эту должность. Я не хочу давать неверную информацию, и у меня нет такой информации. Сейчас мы сфокусировались на модуле догфайта, т.е. разработке ядра.
EVE-RU: Это будет игра с отдельными битвами на аренах, как в WoT?
CCP: Да, я думаю это неплохое сравнение.
DUST 514
EVE-RU: Довольны ССР текущей популярность Даста?
CCP: Безусловно, да. У нас есть «ядро» преданных фанатов. Так же было с Евой на старте. Сначала небольшое сообщество, потом постепенный рост популярности с развитием игры. Даст, как те же танчики, ф2п игра, и она постепенно развивается и растет. У нас есть аналог CSM и «крепкое» комьюнити. Так что да, мы довольны.
EVE-RU: Но почему эксклюзив для ПС3?
CCP: Ева – хардкорная ПК игра, но есть множество людей с консолями, кто хотел бы попробовать Еву. С другой стороны, консольщики не любят подобный «хардкор», поэтому мы сделали для консолей Даст.
EVE-RU: Почему не мультиплатформенный?
CCP: У нас договор на эксклюзив с Сони.
EVE-RU: Как я слышал, контракт с Сони на год.
CCP: У меня нет такой информации. Договоры, как вы понимаете, могут меняться. Сейчас Даст сфокусирован на ПС3 на все 100%. Партнерство с Сони идет отлично, они очень поддерживают нас. Сейчас выходит ПС4, но мы пока ориентируемся на ПС3.
EVE-RU: Не чувствует ли ССР, что консоль их ограничивает в разработке?
CCP: Нет, вовсе нет. Т.е. я про такое ни от кого не слышал. В ССР любят челленджи. Мы довольны ПС3, сосредоточены на этой платформе, игра постоянно обновляется. Нам еще есть, куда развиваться в рамках данной платформы.
EVE-RU: Сколько сейчас активных подписчиков в Дасте?
CCP: Наша политика не позволяет обсуждать данный вопрос. Сотни тысяч игроков зашли в Даст и создали чаров.
World of Darkness
EVE-RU: Что сейчас происходит с проектом, сколько человек заняты в разработке?
CCP: Сколько точно человек на ним работает сказать не могу, просто не знаю. Проект в разработке. На фесте мы показывали некий визуальный таргет. Конкретных сроков по релизу назвать не могу, кроме того, что в следующем году надо будет следить за новостями. Проект развивается и он в хорошем положении.
EVE-RU: Были слухи, что идет пересмотр концепции.
CCP: Учитывая, что мы об этом нигде не объявляли (далее отсылка к известному «источнику»)… Я об этом не знаю. Думаю, что то, что мы в конечном итоге анонсируем, нашим читателям понравится. Над игрой работает отдельная студия в Атланте. Это большой офис и там работает не 20 человек, они занимаются им давно и знают, что делают. Я не обладаю всей информацией, но то, что я видел, мне, как игроку, нравится.
EVE
EVE-RU: Скоро выходит Старситизен, который собрал довольно много денег на краудфандинге. Видит ли ССР в нем конкурента?
CCP: На самом деле, меня очень радует, что жанр возрождается. Конкуренция – это здорово. Не только потому, что она не дает расслабиться, а потому, что чем больше будет играть людей в жанр, тем для жанра лучше. Можно посмотреть на огромное количество шутеров. Нельзя сказать, что там идет какая-то «грызня». Место находится всем. Я не думаю, что в мире есть место только для одной игры про космос. Мне кажется, что у нас сейчас идет ренессанс PC-гейминга.
EVE-RU: Сейчас все больше новых игр выходит с ф2п моделью. Переходят на ф2п и игры, теряющие популярность. В случае потери интереса к EVE, будет ли введена ф2п модель или ССР просто закроет сервер?
CCP: Даже не хочу об этом задумываться. Если будет большая потеря пользователей, то, не знаю... Мне кажется, что тот баланс, который у нас есть между подпиской и плексами, он устойчив.
EVE-RU: Т.е. новые некс-шопы пока не ожидаются?
CCP: В старых-то не очень получилось
EVE-RU: Кстати об инкарне. Люди хотят видеть инкарну, они просто не хотят инкарну без геймплея и ради некс-шопа.
CCP: Это правда. Мы, как компания, этот шоковый период прошли. Нет нервного вздрагивания при слове «инкарна». Иррациональной реакции нет. Чтобы сделать такую инкарну, как хотят люди, нужно довольно много времени. Мы так же знаем, что игроки не хотят, чтобы мы бросили заниматься космическими корабликами. Лучше делать одну вещь хорошо, чем две вещи плохо.
EVE-RU: Т.е. инкарна отложена до лучших времен?
CCP: Я думаю, это правильное выражение. То, что мы делаем сейчас в плане модернизации внутренней подложки (далее отсылка к кривому коду посов), позволит гораздо эффективней работать над инкрной и т.п. Ведь проблема с инкарной была не только в некс-шопе, технически все было не очень хорошо, игра тормозила, да и инструментарий не совершенен. Когда дело дойдет до инкарны, мы сможем это делать без ущерба для игры и процесса разработки.
EVE-RU: Последние обновления включают в себя много небольших изменений, дополнений, но ничего кардинально нового. Нет новых элементов геймплея, как это было в Апокрифе, или хотя бы в Тиранисе с планетаркой. Стоит ли ждать что-то подобное?
CCP: Хороший вопрос. Я не могу сказать когда. Однако, когда мы выпускали Апокрифу, то сделали кучу «хаков», которые потом очень долго фиксили, т.к. стояла задача быстрее выпустить это обновление. Когда выпускаешь вещь в таком состоянии, их довольно сложно потом дорабатывать. Это скучно и абсолютно никому не видно. Прежде чем выпускать большую фичу, надо убедиться, что сможешь ее в процессе дорабатывать. Можно бросить все ресурсы, что выпустить еще одну Апокрифу, но после этого года два все будут оправляться. Лучше делать небольшие фичи и одновременно дорабатывать тулбокс (переписывать корпоративные роли, новый код посов). Большие фичи проще строить на прочном основании. Но, если говорить о фичах, не в плане обещаний, следующие несколько обновления будут прогрессировать в этом плане. Лучше выпустить несколько обновлений по нарастающей, чем одно, после которого будешь расхлебывать последствия.
EVE-RU: Люди хотят нового контента, если вводить по частям, будет опять вайн.
CCP: После Доминиона, Тиранниса, Инкуршена люди говорили, что хватит, лучше доводите до ума то, что есть. После инкарны Хилмар сказал, что новых фич пока не будет. Я думал, сколько же пройдет времени, пока народ опять не начнет просить больших нововведений. Прошло не так мало, как я думал, но, да, настало время все делать более амбициозно. Когда CCP Seagull говорит про удивительные 5 лет, это не просто так. У нас есть некоторый план и понимание того, как мы по вот таким обновлениям будем дальше развиваться.
У меня есть встречный вопрос к читателям и посетителям EVE-RU. Вопрос провокационный и не имеет отношения к политике ССР: «Что лучше, выпускать 1-2 обновления в год или выпускать контент-патчи каждый месяц?»
EVE-RU: На том же фесте говорилось о новых регионах с постройкой врат, о разработке астероидных поясов и комет…
CCP: Это как раз кульминация того самого плана, рассчитанного на 3-5 лет.
EVE-RU: В 2005 году был некоторый 5-летний план, из которого реализовано процентов 90…
CCP: И это хорошо! Но мне кажется, что у нас сейчас более поступательное движение и немного лучше со среднесрочным планированием. Это очень хорошо видно по тому, как работает CSM и как CSM интегрированы в процесс разработки. CSM-у показывают не просто изолированные фичи, им показывают фичи в контексте этой дорожной карты. Это я не к тому, что надо немедленно бросаться спрашивать Корвина!
EVE-RU: Мобильное подразделение, что там происходит?
CCP: Да, этим занимается Unifex. Пока там происходит создание новой студии. Это отдельное подразделение в компании, туда набирают новых людей. Что они выпустят, мне самому интересно.
EVE-RU: Планируется ли изменение цены подписки для Украины и СНГ и приравнивание ее к Российской?
CCP: Это как раз тот вопрос, которым я сейчас занимаюсь. Я не могу сказать, что мы ее приравняем, но мы сделаем ее более справедливой и приближенной к реальности. Это часть другого проекта, о котором я не могу говорить по чисто юридическим формальным соображениям.
EVE-RU: Далее вопрос скорее к Другу. По локализации. Знаешь, что там сейчас происходит?
CCP: Я знаю, что сейчас там происходит. Могу дать заявление общего плана, от которого смысла будет немного. Мне кажется... опять же… что… (задумался). Обе стороны не очень оказались готовы к диалогу. Это странно, т.к. когда-то на ив-ру, в разделе локализации, все началось довольно конструктивно. Видимо, разговор такая штука, который нужно постоянно поддерживать. Т.к. люди сильно расходятся во мнениях и потом очень трудно найти общий язык и выход из конфликта. Я не думаю, что написания воззваний и открытых писем руководству имеет какой-то практический смысл, так же как и тотальное игнорирование. Истина где-то посередине. Я думаю, что ее найти вполне реально. Я могу повторить точку зрения компании, которая была озвучена, могу сказать личную, но она не имеет значения. Я видел перевод, я считаю, что многие комментарии, которые пришли, были абсолютно разумны и должны быть приняты в расчет, но они просто утонули в других. Это проблема общения в интернете. Я видел много интересных и рациональных тем в идеях, которые так же «утонули». Если же делать локализацию на образце сленга 2004 года, это будет не очень хорошо.
EVE-RU: Никто не говорит о сленге. Речь о замене оригинала, канцелярщине и т.п.
CCP: Опять же, можно продвигать свои комментарии так, что они будут услышаны, а можно топить в шуме. Надо обоим участникам для себя понять, что есть другая сторона и найти некий компромисс. Иначе у нас получится как сейчас в Америке. Это просто трата времени, если люди не готовы разговаривать.
EVE-RU: Существует мнение, что Друг сам себе на уме…
CCP: Нет, это не так. Я знаю, как работает их отдел. У них есть очень четкая стратегия по локализации.
EVE-RU: Да, то что игра должна смотреться созданной на языке локализации, но игра интернациональная…
CCP: Опять же, если сесть и начать диалог без срывания на крик и истерику, то… Я очень хорошо знаю Друга, он умеет слушать чужую точку зрения и идти на компромисс. Я бы на месте комьюнити и всех участников процесса сделал бы шаг в сторону, выдохнул, взял бы недельку подумать и начал бы с чистого листа. Без мата и оскорблений, которых я видел достаточно на форуме в обе стороны.
EVE-RU: Я все же не понимаю, зачем делать «организацию производства» вместо «производства», «проведение научных работ» вместо «науки», «кораблевождение» и т.п. Зачем это усложнение? Можно не скатываясь в сленг сделать простой и понятный перевод.
CCP: Это уже хорошая позиция для разговора. Главная проблема не в том, что кто-то что-то делает не так, а в том, что нет диалога. Может быть, надо было провести какой-то модерируемый круглый стол на форуме с беспристрастным модератором…
EVE-RU: Были темы на руофе, но они закрылись…
CCP: Там произошла внутренняя комбинация непонимания, болезни и выходных. Они не должны были закрываться. Это наш косяк. Я повторяю, не самой бы плохой идеей было бы устроить какой-то конгресс. Писать открытые письма и воззвания – это не диалог, это скорей выкручивание рук, это не здорово. Не думаю, что это к чему-то приведет. Я понимаю аргументы обоих сторон, но эти стороны не очень хорошо доносят их. Текст и форум для этого не очень хороши. Нужен вербальный диалог.
EVE-RU: Т.е. если пригласить того же Друга в ТС, он согласится? Корвин уже собирал людей в ТС…
CCP: Я не вижу причин отказываться. Может, я попробую организовать некоторые моменты. Посмотрим. Хорошая идея.
EVE-RU: На фесте 12 года были показаны прототипы нового овервью и слежения за целью. Это будет когда-то или идею забросили?
CCP: Планы эти никуда не делись. Тут больше технический вопрос.
EVE-RU: На том же фесте была демонстрация визуализации повреждений щита, брони, структуры…
CCP: Ответ такой же. Я просто не знаю, как конкретно эти планы приоритезированы у арт отдела.
EVE-RU: Многие жалуются на управление дронами. Когда же будет биндинг, управление с панели модулей и т.п.?
CCP: Хороший вопрос. Судя по тому, какое место начинают занимать вопросы, связанные с дронами, в списке приоритетов ЦСМ… При разработке обновления всегда стараются впихнуть в них некоторое количество «нужных мелочей». Я не удивлюсь, если это будет реализовано совсем скоро.
EVE-RU: Вопрос по капам. Сам я на них давно не летал, но тем не менее. Говорят, что капам в сидже нельзя качать капу, но нейтрики на них работают. Это нормально?
CCP: Честно скажу, не знаю. Я предлагаю сделать баг-репорт и посмотреть решение по нему.
EVE-RU: Вопрос про ботов, в частности о торговых…
CCP: О, у нас как раз выступал CCP Stillman на какой-то конференции и он выкладывал свою презентацию. Она лежит на СДН. Я могу прислать на нее ссылку. Там про все есть.
EVE-RU: Хорошо, жду.
EVE-RU: Возможен ли пересмотр системы клайма в ближайшие годы?
CCP: Безусловно возможен, будет ли – не знаю.
EVE-RU: Где-то в планах проскакивало?
CCP: Могу сказать, что многое нуждается в пересмотре. В частности ребалансировка капов, оставленная на сладкое.
EVE-RU: Пересмотр майнинга? Когда там нужно будет работать головой?
CCP: Есть много альтернатив майнингу…
EVE-RU: Майнинг – основа производства…
CCP: Это еще одна причина, по которой любые попытки по изменению этой системы должны делаться очень аккуратно. Нельзя просто так взять и поменять. На этом основании стоит огромная пирамида.
EVE-RU: В общем все сложно…
EVE-RU: Люди жалуются, что после Одиссеи стало мало сальвага в дрон-регионах и все плохо. Будет ли буст?
CCP: Это один их тех вопросов, по которым я ничего не знаю. Этот вопрос лучше задать через ЦСМ.
EVE-RU: Альянсовые буки будут?
CCP: Это больше технический вопрос. Точно не скажу.
EVE-RU: Логисты в киллмейлах?
CCP: Собирались. Но это их тех вещей, которые всем хочется сделать, но количество бекэндовой работы для этого очень велико.
EVE-RU: Будет ли реализована атака КЦ на планетах и вынос инфраструктуры?
CCP: Не зря у нас есть Даст. Логично это реализовать в какой-то момент. Ева – это все, что происходит в космосе и на орбите. Даст – все, что происходит на земле.
EVE Store
EVE-RU: Пара вопросов по стору…
CCP: Ага, отлично.
EVE-RU: Когда будет расширение ассортимента? Он зарелизился, но там ничего не меняется.
CCP: Да, пока ничего не меняется, но скоро будет. Больших новостей ждать ближе к началу следующего года. По крайней мере, изменения ассортимента. То, что есть, это скорей премиальная ниша…
EVE-RU: Там нет даже представленных товаров…
CCP: Да. Этого мало. Про книжки как раз вышел дев блог. Все будет. Ассортимент, конечно, маленький.
EVE-RU: Что будет нового?
CCP: Что было в старом сторе…
EVE-RU: Хотелось бы качественных моделей...
CCP: Вот здесь бы мне пригодилась помощь комьюнити. Чтобы люди без «розовых пони» сказали, что они хотели бы видеть. Есть много идей, мы начнем воплощать их в жизнь. Этот стор лучше старого. Как говорится, это за нами.
EVE-RU: Доставка ЕМС?
CCP: Мы решим этот вопрос. Я пока не могу назвать никаких сроков. Мы хотим, чтобы у нас здесь был локальный склад.
EVE-RU: Сейчас доставляет DHL…
CCP: DHL до границы, ЕМС дальше…
EVE-RU: Нет, мне пришло обычной почтой.
CCP: Да?
EVE-RU: У DHL такая фича, что в зависимости от объема посылки они могут отправить и обычной, и ЕМС. Можно ли при заказе сделать конкретный выбор способа доставки?
CCP: Я надеюсь, что у нас быстрей склад откроется. Если будут проблемы, я попрошу добавить такую возможность. Сразу, забегая вперед, это еще не анонсировали, мы заключили с озоном соглашение, что у нас тут будет продаваться коллекционное издание. Честно скажу, оно будет несколько дороже, чем через стор…
EVE-RU: Это с учетом доставки или как?
CCP: Дороже бокса с доставкой, но оно будет доставляться прямо озоном.
EVE-RU: Какой смысл? Ведь они той же почтой отправляют.
CCP: У них есть курьерская.
EVE-RU: Это дорого и большей частью по Москве.
CCP: Я помню, что для многих это было принципиальным моментом. Это исключительно альтернатива.
EVE-RU: Какие сейчас методы оплаты в сторе?
CCP: Карточки, пайпал.
EVE-RU: Может для кого-то это проблема и надо добавить иные способы оплаты?
CCP: Скажем так, если мы откроем тут центр, то, конечно, добавим.
EVE-RU: Отлично. Спасибо за интервью! До встречи.
На вопросы отвечали CCP Spitfire и его англоязычный коллега (имя запамятовал).
Немного фото с Игромира на мой брелок от ключей:
В целом, сам Игромир был уныл чуть менее, чем полностью: