17 часов назад CCP Rise провёл AMA-сессию на реддите. Практически все хоть сколько-нибудь интересные мне вопросы и ответы переведены и изложены ниже. Оригинал: http://www.reddit.co...eve_online_ama/
CCP_Guard: Ты сожалеешь, что взорвал меня в последнем видео «В разработке», или я был просто очередной жертвой для тебя?
CCP_Rise: Никаких сожалений (ну кроме того, что пришлось ругаться на (фейковом) телевидении, из-за чего я себя неловко чувствую).
me-tan: Вы вернёте мне синюю мигалку на моей Комете?
CCP_Rise: Наверное нет, но я обещаю донимать каждого художника, которого я встречу на этой неделе, вашей просьбой.
nikomo: Если вы пошлёте мне 100кк, я их удвою.
Если вы пошлёте мне 500кк, я их утрою.
Если вы пошлёте мне 2ккк, я их учетверю.
Заинтересованы?
CCP_Rise: Однажды на АТ Фоззи сказал, что если послать моему чару иски, то я их удвою. Люди послали, а я не удвоил. До сих пор себя скверно чувствую.
GimbleB: С чем бы вы предпочли зарубиться: с одним рифтером размером с левиафан, или с сотней левиафанов размером с рифтер?
CCP_Rise: «Рифтер размером с левиафан» звучит мило, я наверное сделаю один на внутреннем сервере и взорву по фану.
VikingBlonde: Ходьба по станциям!
В EVE одна из лучших систем создания аватарок в индустрии, но она не используется для каких-либо взаимодействий между игроками. Есть какие-то планы, связанные с аватарами?
CCP_Rise: Могу сказать, что мы извлекли из Инкарны два вывода: 1. EVE – это в первую очередь игра про космические кораблики, и нужно проделать тонну работы по улучшению этой её части прежде чем начинать жертвовать временем ради разработки чего-то совершенно нового. 2. Разработка связанного с аватарами геймплея требует огромных затрат времени и ресурсов.
Таким образом сейчас мы целиком фокусируемся на геймплее космических корабликов. У нас впереди годы работы на этом направлении, но кто знает, может когда-нибудь мы позволим себе вернуться к аватарам.
Tamagogo: Есть какие-нибудь конкретные идеи по тому, как увеличить атмосферность и эффект присутствия в EVE?
CCP_Rise: Я, собственно, только что был на совещании, где мы обсуждали этот самый вопрос!
В ближайших релизах мы планируем сделать много вещей, которые сделают EVE более иммерсивной, но я пока не могу рассказать о них. =)
NIGGERSHITMACHINE: Вы собираетесь однажды переписывать текущий код, из-за которого функционирование игры завязано на 32 битах и одном ядре?
CCP_Rise: Только что пнул одного из моих инженеров. Он сказал, что сейчас игра может использовать 64 бита, но только одно ядро. Мы размышляем о том, как распоточить некоторые вещи, но пока это не более чем разговоры. Может быть когда-нибудь!
Squizz: Что вы думаете о комьюнити сторонних разработчиков (например, авторах килборд, мониторов очереди обучения) и о том, как мы используем/злоупотребляем инструментами, которые вы нам предоставляете?
CCP_Rise: Я люблю это комьюнити, и часто думаю, насколько всё то, что они делают, здорово и много говорит об игре, так что это великолепно.
Но иногда я думаю и о том, что их работа говорит о неспособности клиента доносить информацию так, как это требуется (игровая карта хуже дотлана, например). Надеюсь, что со временем мы улучшим предоставляемые клиентом инструменты, но в любом случае продолжим поддерживать все те замечательные вещи, что создаёт комьюнити.
PeterXPowers: Было бы ещё интереснее узнать, какими из продуктов сторонних разработчиков пользуются сами CCP в своей работе.
CCP_Rise: Я и Фоззи фанаты pyfa/eft и предпочитаем их всем нашим внутренним разработкам по личным причинам.
cruftbox: Вопрос от логиста. Мы можем рассчитывать на ремонтирующих хул дронов, которые могли бы облегчить жизнь при откачке ПОСов и в роумингах?
CCP_Rise: Я передам нашей маленькой команде, занимающейся балансом, мне вроде нравится (по крайней мере сейчас, когда я глубоко над этой идеей не размышлял).
Siuil: кхе-кхе логи в килмылах кхе
CCP_Rise: Определённо то, чего бы мы хотели. Вроде как CCP Masterplan хочет реализовать это, но я не знаю, есть ли конкретные сроки.
flexd: Это не совсем ваш профиль, но не могли бы вы раскрыть нам, почему CCP отдаёт такой низкий приоритет API?
Он используется массой игроков, практически делает вам халявную рекламу и даёт игрокам инструменты для творчества. В нём по сути нет минусов, так почему вы не одариваете API своей любовью?
И есть ли какие-то новости по ситуации с CREST в целом? Будет ли оно готово до конца этой десятилетки?
P.S. Почините пожалуйста рифтер, он сейчас не нагибает.
CCP_Rise: Вы правы, что это не мой профиль, и давать комментарии по CREST для меня особенно проблематично. Что я могу сказать, опираясь на опыт разработки Рубикона, так это то, что нам нередко приходится уходить от первоначальных планов. Легко нафантазировать восхитительные идеи, но когда идеи начинают превращаться в практические планы, в сроки которых мы не всегда укладываемся, вещи вроде API вырезаются или откладываются на потом. Мы стараемся изо всех сил, но когда встаём перед выбором вроде «ISIS в этом релизе, но без API, или ничего до следующего лета» - вы можете представить, что не все вещи, которые заслуживают поддержку, эту поддержку получают.
Deranged40: Вам не кажется, что установка чёткого цикла релизов (два экспаншена в год) препятствует работе над крупными проектами/фиксами ввиду времени, которого они требуют?
И да, я намекаю на ПОСы.
CCP_Rise: Риск подобного есть, но мы прекрасно о нём осведомлены, и CCP Seagull помогает нам планировать мультирелизные проекты, когда они имеют большую ценность.
yourspleenisshowing: Самый большой минус в становлении геймдизайнером игры, в которую много играл? Самый большой плюс?
CCP_Rise: Я гляжу, пошли вопросы с подколкой. Минусов несколько. Быть оторванным от игрового комьюнити – это очень жестоко. Я хочу делать видео, играть с друзьями, болтать с рандомами в локале – и большую часть этих вещей не могу себе позволить. Наличествует и некоторое выгорание при работе над игрой, после которого в неё меньше хочется играть, но это на самом деле перевешивается желанием повозиться с теми новыми фичами, над которыми работал сам.
Плюсы. Быть частью команды, делающей мою любимую игру – невероятно. До сих пор не могу оправиться от того, как это круто. Также очень клёво быть в курсе закулисных секретов. Мне всегда было любопытно, как принимаются решения при разработке, и быть лично свидетелем этого, видеть, какие умные люди здесь работают (хоть мы иногда и совершаем глупости) и как они заботятся об игре – это великолепно.
paxswill: Сотрудники CCP, которые правда играют в игру, не могут раскрывать свою личность. CCP Rise был ранее известен как Kil2, так что он не может больше играть под этим ником. Но я уверен, что сотрудники могут играть как обычные люди, однако за их аккаунтами наблюдает команда Внутренних Дел CCP, дабы не допустить всяких нехороших вещей.
Всё из-за того, что был случай, когда бывший разработчик CCP T20 начитерил т2 БПО для своего альянса. <…>
CCP_Rise: В общем-то всё так.
Я могу играть чарами с честными скиллпойнтами и ассетами под разными именами и не могу разглашать, что это чары разработчика.
Это сложная ситуация, так как возможность играть как обычный человек – очень ценна, но велик и риск того, что игроки прознают о том, кто в игре альт разработчиков и чем они занимаются.
drainX: Почему, как вы думаете, EVE – единственная успешная песочница из MMORPG среди ныне живущих?
Все будто пытаются копировать WoW с тех пор, как он вышел. Слово MMORPG стало синонимом парка развлечений, оно ассоциируется с WoW’оподобными играми, пока ты явно не скажешь, что имеешь в виду MMORPG другого толка.
Если бы вы взялись разрабатывать MMORPG с нуля сегодня, какой она была бы?
Какие механики/системы/симуляции/концепты доселе неиспользованные в ММО было бы круто применить?
CCP_Rise: Хосспаде, масштабные вопросы.
Я не думаю, что EVE одинока, но считаю, что ММО действительно должны больше опираться на создаваемый игроками контент. Поскольку геймеры прогрессируют в навыках потребления контента, создаваемого разработчиками, становится всё сложнее создавать парк развлечений с хоть какой-то реиграбельностью.
Я думаю, что если бы меня заставили делать игру с нуля, я бы попросту сделал ремейк EVE, держа в уме весь опыт, накопленный CCP, при принятии решений. Мы не собираемся делать EVE 2, но если бы всё-таки взялись за такое, то она игралась бы намного более интуитивно, и не имела бы таких кривых вещей, как нынешняя механика ПОСов или система управления корпорацией. Принципы остались бы теми же. Я считаю, что у EVE очень прочный фундамент.
thedoh: tl;dr: Я олдфаг. Когда почините нульсеки? Снос айхабов, ТКУшек и СБУшек и замена оных каждый день – всё это уныло. А ещё сделайте чтоб можно было докать мазера.
CCP_Rise: tl;dr Мы знаем, что механика суверенитета и и суперкапов требует переработки, но когда это попадёт на транквилити сказать не могу.
Я по правде чувствую себя неловко, когда вопрос начинается с «Х сломан, когда почините?» Многие из этих Х очень масштабны и сложны, и используются огромным количеством людей. Если бы некий Х был буквально сломан, то мы могли бы ничем не рискуя выдрать его и начать всё сначала, но ввиду того, сколь многое вращается вокруг того же суверенитета, мы должны менять его с большой осторожностью.
Таким образом есть много вещей, которые нас не удовлетворяют, и в ближайшие релизы мы рассчитываем поддержать стабильность взятого курса улучшений, продолжая работу над балансом (и когда-нибудь она доберётся и до капов и суперкапов) равно как и над ключевыми системами типа суверенитета.
Captainstarbucs: Привет от гунсварма, CCP Rise.
Мой вопрос: вернётся ли официальный клиент для линукса? Я ненавижу виндовс. Спасибо!
CCP_Rise: Вообще вряд ли, но я не в том положении, чтобы отвечать, так что не слушайте меня.
Stribog: Привет, CCP Rise, спасибо за сессию. Что вы думаете о карриерах, дредах, мазерах и титанах, их взаимном балансе в текущей нульсечной ситуации?
CCP_Rise: Не думаю, что могу дать удовлетворительный ответ на такой вопрос. Я больше специализируюсь на сабкапах, а ваш вопрос очень сложный.
Суперкапитальный баланс сильно завязан на суверенитете, который сам по себе ещё одна большая проблема, так что взять и назвать конкретное решение тяжело.
Мы намерены работать над этим, это я гарантирую. Мы почти закончили ребаланс сабкапов и определённо перейдём после него к капиталам.
flemingozilla: Если бы вы могли сделать только одно изменение в игре, что бы это было и почему?
CCP_Rise: Я бы сделал полноценную переделку джама. Я считаю, что у средств электронной борьбы очень большой потенциал, но в текущем виде это одна из самых жестоких механик.
Izithel: Не могли бы вы пояснить, в чём её жестокость, и в чём именно джам плох?
CCP_Rise: Как тут уже начинают пояснять, проблема в том, как это работает в сумме с другими вещами. Лотерейная механика с абсолютно двоичным эффектом, где успех означает минимизацию взаимодействия/геймплея со стороны жертвы, а неудача – то же самое для пользователя джама.
Я люблю, когда механика позволяет принимать решения (даже после процесса фитинга), которые влияют на исход.
Salacious-: EVE кажется мне идеальной игрой, но проблема в том, что я не очень люблю играть с другими людьми. Я просто хочу заниматься своим делом. Есть ли что-то, чем я могу здесь заниматься без риска быть задавленным большими корпорациями?
CCP_Rise: Ага. В EVE всегда присутствует элемент уязвимости и риска, но огромное число игроков играет соло или в маленьких группах. Я сам один из таких. =)
LevinSpliff: Какие планы по дальнейшему ребалансу т2 и т3 крейсеров, а также блекопсов?
Как продвигается работа в CCP?
Какая её часть ваша любимая?
Спасибо вам за ваши труды, вы ребята молодцы!
CCP_Rise: Спасибо за поддержку!
Трудно сказать, какая часть работы в CCP лучшая, мне здесь столько всего нравится. Работа над ребалансом и последующая проверка его на практике дарит потрясающие ощущения, эта часть явно в верхней части списка.
Работа здесь – рай, не только потому что я тружусь над EVE, но и потому что CCP – невероятно крутая компания. Я живу в Исландии, работаю с умными людьми, любящими игры, здесь всё хорошо со здравоохранением, и так далее и так далее. Всё замечательно.
Что-то конкретное по планам ребаланса блекопсов и т3 сказать не могу, могу только сказать, что он грядёт. Уже есть черновики для них, но вдаваться в подробности не буду. Разве что раскрою, что мы не будем убивать т3, но надеемся оживить систему сабсистем.
Chapalyn: У вас есть какие-то сроки по ребалансу капов? Они же, как я понимаю, следующие в списке?
CCP_Rise: Календарь сроков ребаланса мы не оформляли. У нас ещё остаются некоторые т2-классы, пиратские корабли и т3, сначала займёмся ими.
Мы конечно обсуждаем и капиталы, и другие проекты, но в ближайшем будущем их не ждите.
TalkingBackAgain: Э... мм... CCP Mintchip ещё там? Ничего о ней не слышал с момента назначения.
CCP Seagull вас там муштрует? Вы довольны её видением послерубиконовской EVE? (я если что не пытаюсь вызнать детали следующих экспаншенов)
Вы в Исландии? Нравится там жить?
У некоторых фракций больше одного типа фригатов или крейсеров. Вы будете расширять линейку сестринских кораблей дальше?
Вам нравится новая белая моделька кара кстати?
Какой главный плюс в работе в CCP?
Что бы вам хотелось улучшить?
У вас уже был барбекю на балконе?
CCP_Rise: Куча вопросов!
У нас был барбекю на балконе, и не раз.
Улучшить мне обычно хочется самого себя, так как я пока новичок.
Что мне нравится в работе я уже отвечал.
Все пиратские фракции имеют по одному хуллу в каждом классе, и сестринские корабли не будут исключением.
Да, я живу в Исландии. Мне здесь очень нравится. Я сам из Портленда, США, и во многом Исландия мне напоминает Портленд (молодые либерально настроенные хипстеры-интеллектуалы, любящие хорошую еду и велосипеды), кроме того это очень красивая страна. Тут ещё всё время носят свитеры Dope.
Seagull офигенна. Она очень умный продюсер, так что мы все в хороших руках.
Captain_Awesomex: Вы будете добавлять сестринский батлшип? Собираетесь переделывать пиратские/нави батлы?
CCP_Rise: SOE батлшип – это секрет... не могу... выдавать... секреты... Навибш мы уже переделывали. Пиратские батлшипы – да, собираемся, как и все остальные пиратские корабли, и это будет в ближайшее время.
Loxy: Как вы думаете, этот момент из последнего видео «В разработке» был апогеем вашей карьеры? http://www.youtube.c...sv2EjUU3fA#t=90
CCP_Rise: Не, апогеем был вот этот момент: http://www.schildwal...p_douchebag.png
sw17ch: Какой ваш любимый лосс, и какая история с ним связана?
CCP_Rise: Непростой вопрос. Я как-то стримил двухчасовой роуминг на талосе, который в итоге слил, наверное это и был мой любимый лосс.
У меня также есть лоссы дорогих шипов, которые напоминают мне, что дорогие шипы не нужны, и это неким образом делает меня счастливым.
Talenum: 1. Вы довольны дронами в целом и в боях с 1+ тысячей игроков?
2. Не знаю, сможете ли вы ответить, но какую оценку от 1 до 10 вы бы дали влиянию на лаги в больших боях дронов, когда их задеплоено несколько тысяч?
CCP_Rise: 1. Сложный вопрос. Я бы не сказал, что я доволен, но и не вижу смысла сейчас фокусироваться на дронах. Мы много говорим о механике ассиста дронов, и затрагиваем многие вещи в процессе, примеры, когда один игрок руководит действиями многих – вроде флитварпов. Не могу сказать, как тут всё разрешится. Помимо прочего надо балансить сами дроны и интерфейс взаимодействия с ними, всем этим мы рано или поздно планируем заняться.
2. Я хотел бы ответить, но не в курсе всех этих статистик по лагам/загрузке сервера/прочих кодерских вещей. Я знаю, что есть команда Gridlock, которая этим всем занимается, и они намного умнее меня, так что здесь всё должно быть хорошо.
endercoaster: Хоть какой-нибудь несущественный, но лакомый кусочек информации по World of Darkness?
CCP_Rise: Я слышал от CCP Scarpia, что там всё хорошо.
Jking1226: Самый сумасшедший инцидент за время работы в CCP?
CCP_Rise: CCP Nullarbor упал лицом об пол и сломал себе зубы, и у него из глаза кровь шла. Мне пришлось заботиться о нём всю ночь напролёт как за маленьким щеночком. Эта ночь изменила жизнь для нас обоих.
CCP_Nullarbor: Мой герой <3
unsneakyninja: Каково это работать в исландской компании? Как часто ты общаешься по работе на английском, а не на языке без гласных? Что больше всего удивило тебя при работе там?
CCP_Rise: Меня предупредили, что из-за языковых барьеров с исландцами будет непросто общаться, и я был очень удивлён их гостеприимности. Я пытаюсь учить исландский, но все здесь отлично говорят на английском, и дискриминация исландцам чужда, так что переезд даётся легко.
Но исландский – очень тяжёлый язык, не уверен, что когда-нибудь осилю его.
SkaForFood: Можешь дать какой-нибудь совет тому, кто пробует соло пвп и проигрывает КАЖДЫЙ раз? Бои на фригах кажутся мне слишком быстрыми, и поэтому учиться летать на них непросто.
CCP_Rise: Лично я считаю, что учиться пвпшиться на фригах тяжелее всего.
Если можешь себе позволить по искам, перейди на крейсеры. Прямо сейчас, попробуй найти крейсер, способный убить интер, потому что эта мелкотня нынче повсюду, и ты сможешь получить килы.
averaxhunter: Ты ещё пытаешься вернуть солопвп?
CCP_Rise: Пытаюсь как игрок, но для разработчика это не лучшая цель. Соло в EVE особенное, потому что это открытый мир, где ты не получишь просто так честный бой, поэтому соло-полёты – это очень серьёзный челленж.
Я думаю, что пока игра относительно сбалансированна, и в полно умных игроков, соло всегда будет реальным и приносящим огромное удовлетворение занятием.
vinnie3: Как ты «пережил» превращение из игрока в разработчика? Теперь ощущения от игры отличаются от тех, что ты испытывал будучи простым игроком?
CCP_Rise: Как личность я пережил это без проблем.
Как игрок я всё ещё ищу мой путь. Сложно переиначить своё отношение к игре и комьюнити. Странно, но как игрок я чувствую себя более одиноким, так как теперь отрезан от формальных соцгрупп (вроде чатканала BSB) и не могу вернуться в эти группы под старым чаром, так что теперь ищу пути социализации в других областях.
Надо сказать, это по-своему открыло мне глаза на многие вещи. Вселенная кажется мне теперь куда больше, и я переполняюсь эмоциями при мыслях о вступлении в корпорации и альянсы и участии в их жизни, будучи анонимом. Посмотрим, что из этого выйдет. Пока я убиваю интера весь день, и никто даже не догадывается об этом!
Dool889: Какой твой любимый марадёр и как ты его фитишь (браулер, снайпер и т.д.)
CCP_Rise: Пока я не летал на них, потому что скряга и боюсь потерять деньги. Я почти купил голем, чтобы попробовать новые батлшипные рапидхевилаунчеры, но увидел цену в 1.3ккк и решил подождать. =Р
Ascythian: Что мы можем увидеть в будущем? Только не надо фанфестовских «может быть».
Эта новая моделька крусифаера появится в игре? - http://i.imgur.com/hrEOoAw.jpg
CCP_Rise: Я уверен, что моделька (или её модификация) будет в игре рано или поздно. Мы сейчас работаем и над другими редизайнами, и они все выглядят фантастически. Всякий раз когда мы, дизайнеры, умудряемся заблудиться и забрести в отдел художников, мы начинаем беситься и требовать запустить всё это на транквилити немедленно, пока нас не выгоняют.
goalcam: райс, чего думаешь о гунской угрозе?
CCP_Rise: Мне нравится гунская угроза.