Меня всегда интриговал этот загадочный термин.
Сегодня наш президент, выступая на ежегодной пресс-конференции, сказал что у нас (или в мире вообще) высокая волатильность на нефтяном рынке.
В целом Путин на этой конференции производит хорошее впечатление: говорит без бумажки, толково, отвечает на вопросы по существу. Вежлив и внимателен по отношению к журналистам. Впечатление несколько портит небольшой плакат, видимый в рядах журналистов: «не согласованный вопрос». Это значит, что все прочие вопросы предварительно согласованы.
Но я не об этом. Я предлагаю взглянуть на события в стране (и мире) с системной точки зрения. Наука об управлении — кибернетика — утверждает, что для устойчивости системы необходима обратная связь. Применительно к системе управления государством это означает следующее:
система управления государством построена по иерархическому принципу;
на каждом уровне иерархии должна быть обратная связь;
помимо системы исполнительной власти, в управлении участвует целый ряд подсистем, которые обычно называют «институты», «институты гражданского общества»;
Иерархическая система, в которой обратная связь на каждом уровне ослаблена, вышестоящий уровень контролирует каждый шаг нижестоящего — жесткая. Такая система не эффективна, т. к. требует больших потоков информации от нижних уровней на высшие. В результате высшие уровни перегружены информацией. Выработка оптимального решения, в общем случае — решение системы нелинейных уравнений с граничными условиями. В жесткой системе управления размерность задачи оптимизации растет как снежный ком. Поэтому оптимальное решение не может быть принято в разумное время, если возможно вообще. Решение неизбежно запаздывает. Управляемая система, в свою очередь, бездействует в ожидании приказа сверху.
В противоположность жесткой иерархической системе, в гибкой, на каждом уровне иерархии управление обладает автоматизацией. Обратная связь на каждом уровне обеспечивает эффективность управления. Поэтому в управляющее воздействие со стороны вышестоящих уровней минимально — только по ключевым моментам, остальное управляется нижними уровнями самостоятельно.
Весь период своего правления Путин занимался, так называемым, «укреплением вертикали власти». На языке кибернетики — это построение жесткой системы управления. Один из примеров: отмена выборов губернаторов. Результаты мы видим даже на сегодняшней пресс-конференции. Президенту задано множество вопросов по конкретным, локальным ситуациям: о дороге Салехард — Надым, о том как именовать главу Татарстана и пр. Президент эти вопросы так или иначе решает. Но тысячи других вопросов не решаются — президент просто физически не в состоянии их решить. Это называется: «ручное управление».
Другие подсистемы — институты — также утратили свою эффективность. Например, СМИ сегодня далеко не так свободны, как в 90-е. Хотя и в тот период они были далеки от идеала. Судебная власть пробуксовывает: с одной стороны — давление государства - так называемое «басманное правосудие», с другой — коррупция — кто успел дать взятку, то и выиграл спор.
Коррупция — критическая точка современной России. Подобно раковым метастазам она проникает в разные части общественного организма, парализуя государственное управление.
Без обратной связи на всех уровнях управления и без действующих институтов, проблема коррупции не может быть решена.
Простите за многословность. Умение кратко донести главное — особый талант, которым я не обладаю. Пусть первым бросит камень, обладающий таким даром. Я хотел донести следующую мысль: в наших проблемах виноваты не американцы, не мировая закулиса, не масоны (жидо-масоны, если хотите), не плохой или хороший президент. Проблемы носят системный характер и могут быть решены только системно.
А что такое волатильность? Гугл в руки!
4.25 неделя ро
Сообщение отредактировал Denadan: 17 December 2015 - 16:35