EVE Evolved: The nano problem
by Brendan Drain May 12th 2008 at 4:30PM
Статья довольно старая (посмотрите на дату),
но написанная весьма толково и хорошим языком.
Не смог удержаться и не перевести.
Эволюция EVE: Проблема нано
В то время как большиство тактик и фитов более-менее сбалансировано, есть одна тема, которая постоянно обсуждается на форумах евы с таких давних времен, какие я только могу припомнить. Сами по себе аргументы столь же стары, как и сама Ева, и повторяются ежедневно подобно какой-то форумной игре. Правила этой игры не всегда одинаковы, но энергичные игроки исполняют всегда одни и те же роли. На одной стороне баррикады мы видим людей, кто считает, что дисбаланс в еве просто дикий и ССР нужно срочно выпустить очередной патч с фиксами. А на другой стороне - ожесточенно спорящие противники каких либо изменений. Все остальные форумчане со своими собственными мнениями попадают под перекрестный огонь где-то между этими двумя партиями экстремистов.Не так давно шло ожесточенное бодание вокруг носферат на домиках и "оверах"-дампенерах. Обсуждение этого вылилось в перебалансировочный патч для повышения уровня ПвП. Нынешнее обсуждение крутится вокруг нано-фитов и нано-гангов. "Нано"-мода заключается в таком фитинге шипов и выборе стратегии, при которых скорость ставится превыше всего. Корабли типа Сакры или Иштара, которые в норме могут нести тяжелый танк, все равно фитятся на скорость и маневренность. В противовес резистам и репкам, скорость и агильность корабля позволяют противостоять вражескому огню намного эффективнее. Нано-фиченые шипы могут крутить орбиту вокруг цели на таких скоростях, что у противников не хватает трекинга турелей, а вражьи ракеты наносят смехотворный дамаг.
При этом одни пилоты кричат, что "нифига подобного, все не так просто, попробуйте сами полетать на этих картонках", а другие клеймят первых "нано-геями" и упоминают про какой-то "изи мод ПвП". Со стороны не так-то просто разобраться во всей этой мешанине мнений, поэтому выслушайте еще одно - моё. И посмотрим, к чему мы придем в конце статьи.
Что же это за зверь такой - НАНО?:
Сам по себе термин "нано" происходит от названия нанофибрика - модуля "Nanofiber Internal Structure". Но сейчас этим словом обзывают любой шип, который достаточно быстр для того, чтобы использовать свою скорость в качестве полноценного защитного механизма. Нано-мода не так уж и нова, первые раскаты форумных баталий прогрохотали уже больше года назад и огонь полемики последовательно сфокусировался в основном на необходимости перебалансировки скоростей шипов. С тех пор БШ, летающие быстрее интерсепторов, уже более или менее остались в прошлом, но крейсера и их Т2 разновидности все еще продолжают зажигать по полной программе. Хаки типа Иштара, который изначально задумывались как довольно неплохие танки, могут быть запимпованы для полетов быстрее среднего интера. Ну а шипы, которые и так-то не обделены скоростью, типа Стаббера или Вагабонда, можно разогнать до абсолютно умопомрачительных показателей.
Все жители нулей хорошо знакомы с привычными им повседневными роаминг-гангами. И все в один голос говорят одно и то же - сейчас это всегда ганги вагабондов. ПВП в нулях, где игроки вынуждены искать оптимальные по эффективности варианты, делает вагу практически лучшим выбором для роамингов. Но в последнее время истинные ценители пвп стали вкладываться в нешедевые фиты для других хаков, типа иштара или сакры, приближая их к вагабонду по скоростным характеристикам и эффективности применения. Суть в том, что та штука, которую многие называют "спид-танком", изначально предназначалась для малых агильных шипов типа фрегата или интера, а они обладают весьма ограниченным дамагом. А вот хак в нанофите обладает уже весьма приличной огневой мощью, усугубляемой изрядной неуязвимостью, что в результате делает его весьма опасной целью для желающих половить эту рыбку.
Спидоманы:
В этот момент вам, видимо, наконец-то стало любопытно - а о чем вообще говорит этот чувак? Ну и до каких скоростей можно раскочегарить эти чудо-пепелацы? Низкий поклон и полный ассет благодарностей пряморуким создателям такой же пряморукой программки ЕФТ: мы теперь с легкостью можем потеоретизировать и сконструячить любой сетап шипа, посмотрев, насколько бысто он полетит. Втыкаем риги и Т2 модули в Иштар. Жмем секундомер, спидометр крутит колесики. 3000 м/с. Хмм... Да, не очень много, скажем прямо. Даже близко не лежит к блистательным скоростям наношипов. Для того чтобы прокачать иштар на скорости 9600+, чтобы обгонять большинство интеров, придется воткнуть "зе бест" фит, который только удастся купить.
Наиболее важная мысль, которую надо усвоить крепко-накрепко: хороший почти неубиваемый (при соответстующей пряморукости пилота, ясен перец) наношип не может стоить три копейки. Для достижения веселящих 10 км/с на Иштаре потребуется мощный дедспейсовый мвд и некислый набор имплантов: фулл-снейк в сочетании с гиперлинком Зора и спид-хансером Шакила. Кстати говоря, Вага в таком фите разгоняется до 16,5 км/с. Понятно, что в реальности сетапы не столь круты и скорости несколько ниже. Зачастую пилот может пожертвовать некоторой скоростью, чтобы воткнуть один-два интертстаба для повышения маневренности. Лучшая агильность позволит ему орбитить цель на более высоких скоростях и и увеличит разгонные характеристики шипа.
Кое-какие забавные результаты можно выловить, играясь в ЕФТ с нанофитами БШ. Торпедный равен разгоняется до жутких 6,443 м/с. А популярный дрононосец Доминикс теоретически можно раскочегарить аж до 7,163 м/с. Лететь он будет с безумной скоростью, но только по прямой: на повороты уже сил не останется. Кстати говоря, средний интерсептор (собственно, интеры создавались шустрейшими шипами в игре) обычно гоняет не выше 8,5 км/с. А с использованием тех же импов и той же навороченности модулей, потенциально на интере можно шуровать на двадцатикилометровых скоростях. Другое дело, что прочность у него при этом будет уже совершенно картонная, развалится от неосторожного чиха на близлежащем споте. А уж попытка атаки наноиштара или ваги закончится очень скорым превращением вашего дорогого интера в чуть менее дорогой врек.
Определение проблемы:
В каждом новом акте нашего любимого спектакля "Понерфим лучший шип месяца" всегда пристутствует одна ключевая тема. Независимо от того на какой стороне баррикады бьются люди, очень мало кто из них пытается формализовать определение существующей проблемы. Одновременно с тем, что многие игроки активно предлагают потенциальные решения, они не утруждаются сформулировать какая именно проблема будет решена таким способом. Общественное мнение сформировало следующий взгляд на проблему нано-шипов: корабли слишком быстрые. Но будем честны перед собой: общественной мнение порой отличается тугодумностью (несмотря на то, что тысячи леммингов не могут ошибаться). Истинный же корень проблемы состоит в том, что не существует адекватной контр-тактики против нано-гангов. Пряморукие качаные нанопилоты с толикой серого вещества под гермошлемом способны нейтрализовать подавляющее большинство опасностей, исходящих от турелей, ракет, дронов, дизрапторов, нейтралайзеров и смартбомб. Без наличия эффективных контр-маневров поле битвы всегда будет оставаться за нано-шипами.
Игроки, которые никогда не дрались с пряморуким наногангом, могут сказать: "Да ерунда это все! Вон, возьмите сетку да и тормозните этих геев". Вроде бы да: нанофит не оставляет слотов для сколь-нибудь серьезного танка и остановить наношип - это уже наполовину убить его. Но (упс, сюрпрайз!) это оказывается не так-то просто. В то время как для шипов противника рабочая дистанция составляет 20 км, нормальная сетка работает на 10. Если не брать в расчет вариант с пережогом дорогостоящих фракционных сеток, то вы не достанете противника с дистанции, превышающей 14 км. Ну а второй и, видимо, наиболее шокирующий факт - даже когда наногей попадет в ваши сети, это его не остановит (сюрпрайз еще раз!)
Проблема с сетками:
Если в вашем ганге есть шипы с бонусами на сетки - такие как Рапира или Хугинн - то весьма вероятно, что противники в ходе драки будут попадать в ранг действия ваших сеток. К вашему удивлению, сеткование не остановит опытного нано-пилота, и даже не сильно его затормозит. В самом деле, его шип продолжит движение по своей траектории на приличной скорости и покинет ранг действия ваших сеток лишь с небольшой потерей скорости. Все это частично обусловлено малюсеньким изменением, сделанным с сетками много лет назад. Изначально, сетки только уменьшали максимальную скорость шипа, но сейчас это сопровождается скрытым побочным действием - уменьшением маневренности шипа, замедляя его развороты.
Это, кажущееся на первый взгляд косметическим, изменение на самом деле является важнейшим фактором, нивелирующим воздействие сеток на наношипы. Когда супостат попадает под сетку, то его максимальная скорость существенно режется, но текущая скорость падает не мгновенно: шип просто начинает замедляться до своей новой максимальной скорости. Причем скорость торможения определяется агильностью шипа. Получается, что когда сетка уменьшает маневренность корабля, то шип и тормозит медленнее, чем обычно. Это позволяет сохранить кораблю изрядную часть начальной скорости достаточно долго, чтобы выскочить за ранг действия сетки и вырваться на свободу.
Проблема со скоростью:
Отложив на минутку вопросы, связанные с ипользованием сеток, заметим, что, в общем-то, можно сказать, что корабли сейчас достигли скоростей, который изначально не задумывались командой ССР. Официальная позиция ССР сейчас заключается в желании изменить модули, влияющие на скорость, в попытках восстановить нарушенный баланс. В этой позиции забавно то, что, я уверен, никто сейчас не сможет реалистично аргументировать какие должны быть максимально допустимые скорости для кораблей типа Иштара или Домика. Но, опять же, несмотря на то, что модули и импы для создания эффективного нано-фита ни разу не дешевы, надо понимать, что в геймплее не должно быть платной неуязвимости, игрок никоим образом не должен иметь возможность покупать неуязвимость, вне зависимости от ее цены.
Решение:
Потеницально возможное решение гуляет среди форумной общественности уже давно и сейчас абсолютно ясно, что ССР собирается перебалансировать риги и модули с целью общего снижения скоростей. Что не ясно, так это какую именно проблему они собираются решить таким способом. На мой сугубый взгляд, любая попытка решения проблемы нано-фита должна включать в себя жизнеспособную контр-тактику, а также решение обеих описанных выше проблем - сеток и скорости. Один из вариантов решения - это попробовать ввести дальнобойные сетки с ограниченной силой и для них же опциональные скрипты на агилити. Скрипт будет значительно повышать агильность шипа, позволяя его затормозить намного быстрее.
Это позволило бы обычным кораблям довольно эффективно сеткать на ту же саму дистанцию, с которой наношипы используют свои дизрапторы. Наношипы будут тормозиться существенно быстрее, но из-за уменьшенной силы сеток для остановки нано их потребуется несколько штук. Такое решение не убьет нано насовсем, но предоставит возможный контр-маневр для борьбы с ними - в виде использования многочисленных дальнобойных сеток со скриптами на агильность. Ну а проблемы со скоростью могут быть решены несколькими ребалансировками с целью уменьшения эффекта спид модулей на больших кораблях без ухудшения скоростных характеристик фригов и интеров.
Очевидно, что ССР всерьез решило исполнить финальный реквием нано-моде. Лично мне очень интересно посмотреть, что именно будет сделано для достижения цели и как игроки будут адаптироваться к изменениям. Проведя в Еве далеко не один год, я могу совершенно точно предсказать, что в скором времени состоится выбор нового "вкуса сезона". И опять начнется великий спектакль "Понерфим лучший шип месяца", только уже в новых декорациях и с новой труппой актеров, и нам вновь будет о чем поточить лясы на форумах.