Когда-то CCP было небольшим коллективом, работающим на мотивации близко описываемой термином «энтузиазм». Сегодня - это крупный коммерческий проект с хорошей прибылью, и мотивы принимаемых решений несколько другие. Всё достаточно просто, поймите мотивы этих решений, и станет ясно, что в действительности происходит.
Нет мотива преступления, мистер Холмс. Вот что не дает мне покоя: нет мотива! Человек убит, этого отрицать нельзя, но я не могу понять, кто мог желать его смерти.
CCP заложник положения. Все что происходит в игре напрямую связано с количеством оплачиваемых аккаунтов. До тех пор, пока игроку интересно играть – он платит. Очень у многих возникнут вопросы, если всплывёт, что то, на что тратилась уйма «жопочасов» ((с) Бластер Ворм), кому-то досталось в два клика мышкой. Разумеется, важны масштабы.
Ева большая и сложная игра. По крайней мере, сложнее КС. Любые масштабные проекты требуют серьёзной финансовой поддержки и организации. Откуда берутся иски? Варианта всего два: «копаются» (включая копку астероидов, льда и лун), и «хантятся» (баунти, аллои, лут и сальваг). Есть еще «страховые выплаты», но рассматривать их, честно, нет ни какого желания.
Итак, как появляются иски в игре – понятно. Теперь вернемся к вопросу «масштабов». Если мы говорим о серьёзной игре, то принимать к рассмотрению надо только высокодоходные направления. Если отбросить макромайнинг хай астероидов (которые к тому же конечны по объему и респятся не так быстро, как хотелось) и прохождение плексов (топовые стационарные, по официальному заявлению убраны из игры, а тех, что забыли убрать – единицы, нестационарные - игра в рулетку), то остается всего два варианта - копка хай лун и создание институтов ситезенства.
Что известно о лунах, содержащих Dysprosium (D) и Promethium (P)?
В докризисных ценах Диспрозиевая луна приносила 5-6б в месяц, Прометиумная - примерно половину от Диспрозиевой. Точное количество этих лун в игре в открытых источниках не обозначено.
В открытых источниках есть файл «Форт Нокс» в нём информация о 14 (5 из них в Aridia) диспрозиевых лунах и 9 прометеевых, что позволяет, очень приблизительно, оценить плотность размещения лун по регионам и их количество. Оценку количества лун можно получить из анализа объема проданных адвансд луноматериалов. Как справедливо заметили в одном из топиков, такая оценка не учитывает влияния спекулятивной игры. Но, во-первых, рынок прометия и диспрозия, по моим личным ощущениям участника, не был насыщен спекулятивными сделками, во-вторых, надо отметить тот факт, что частично, продукты прометиум/диспрозиевых реакций могут проходить мимо рынка и идти напрямую в собственное производство Т2 (помним, что в связи с эксплойтом было забаненно около 30 Т2 БПО).
Резюмируя рассуждения, я считаю, что данные, представленные на графиках в Девблоге, можно полагать близко отражающими реальное положение, а может быть даже «оценкой снизу».
История цен Т2 и кризис.
История введения Т2 кораблей и появление инвента очень хорошо прослеживаются по графику цен/продаж Fermionic Condensates (FC) и Ferrogel (FG).
Есть еще люди, которые помнят прекрасное прошлое Евы. Декабрь 2005 знаменателен установкой патча RmR, принёсшим в этот мир большую порцию Т2 кораблей, декабрьский Revelation в 2006 познакомил нас с инвентом, снизившим актуальность владения Т2 БПО.
На постройку одного зиалота (БПО с Ме 0) идет порядка 213 единиц диспрозия и 316 единиц прометия (от 30 миллионов исков в предкризисных ценах).
Объемы продаж FC: ноябрь 2005 – 0,5 млн, ноябрь 2006 – 3 млн, ноябрь 2007 – 9,2 млн, ноябрь 2008 – 19 млн.
Объемы продаж FG: декабрь 2005 – 2,85 млн, декабрь 2006 – 11,4 млн, декабрь 2007 – 56 млн, декабрь 2008 – 74 млн.
Есть несложные формулы показывающие, сколько Диспорзия и Прометия используется для производства FC и FG:
4 x FC = 1 x D + 1 P или 1 x FC = ј x D + ј x P
8 x FG = 1 x D + 2 P или 1 x FG = 1/8 x D + ј x P
Один мунхарвестер роет 100 единиц сырья (диспорзия, прометия, хрома и тп) в час. Что в месяц составляет 72 000 единицы. Применив приведенные выше формулы, мы, с учетом месячных объемов добычи, можем посчитать количество лун, необходимых для обеспечения поставок диспорзия и прометия на рынок.
Итак, в рассматриваемые точки времени было задействовано лун (D-P): 7-12 / 30-50 / 129-226 / 194-323.
Математика кризиса.
Теперь мы можем посмотреть на изменение цен, обусловленное эксплойтом:
- на диспрозий с 80 тысяч до 176 тысяч – более чем в 2 раза.
- изменение цен на хаки с 80 до 100 тысяч. Докризисная цена хака 80 миллионов складывалась из: 30+ миллионов вклад диспрозия и прометия, остаток – сторонние материалы. Рост цены до 100 миллионов обусловлен ростом вклада диспрозия и прометия до 50 миллионов (вклад «не содержащих материалов» равный 50 миллионам практически не изменился). При чём, надо учитывать неравномерный рост цены прометиума и диспрозиума (прометиум "из воздуха" добывали в меньших кол-вах в силу более низкой рентабельности). Совокупный прирост порядка 60% - 70%.
В сухом остатке.
Предкризисный рынок работал на количестве диспрозиума, эквивалентном добыче с 194 лун. После кризисный рост цен эквивалентен уменьшению добычи в 2 раза. Своё влияние оказало перераспределение лун у владельцев, но есть сомнения в том, что свежее захваченные хайлуны простаивали сколько-нибудь долго.
Заявление CCP о незначительном влиянии эксплойта на экономику, аргументированное сравнением общего оборота внутри игрового рынка с количеством исков, полученным при использовании эксплойта оставляю на их совести. В реальности, влияние выражалось в том, что эксплойт позволял причастным игрокам оперировать суммами, эквивалентными финансам всех альянсов - владельцев лун.
Жопочасы говорите? CCP считает их несущественными.
PS Касательно "теории заговора", кому будет интересно, отследите последовательность появления информации об эксплойте в "паблике", введение "алхимии" (Т3?) и официальную точку зрения CCP на произошедшее.
PPS ждём Апокрифа.
Сообщение отредактировал markel: 10 March 2009 - 11:01