Путь ЦЕО 3 – Управление ПВП корпорацией.
Это третья часть «Пути ЦЕО», предыдущие части можно найти по ссылкам:
Путь ЦЕО - Создание корпорации
Путь ЦЕО – Первые шаги.
Здесь я полностью сосредоточусь на жизни пвп корпорации в клаймящем альянсе. Традиционно напоминаю - все выше написанное является моим личным мнением, и написано на основании моего личного опыта. Я ни на что не претендую и никому не навязываю свою точку зрения.
1. Что такое ПВП альянс.
Клаймящий ПВП альянс это объединение способное завоевать себе кусок карты и удержать его. Как правило, можно выделить ядро альянса из нескольких больших сильных пвп корпораций с численностью более ста чаров и с наличием серьезного кап флота. К этому ядру присоединяется плеяда более мелких и молодых корпораций и все это вместе составляет альянс.
Как показывает практика, для того чтобы завоевать себе территорию альянс должен походить на армию с жесткой дисциплиной и репрессивным командованием. Только такая структура обеспечивает возможность вести долгую и эффективную войну. В еву играют сотни тысяч (если не миллионы) людей. Для того чтобы захватить и удержать кусок нулей, нужно быть лучше и приложить усилий больше, чем подавляющие большинство из них. Для ПВП корпорации вступающей в клаймящий альянс сие означает, что вылететь из альянса проще простого, а вот для того, чтобы удержаться в нем потребуются большие усилия.
Жесткая дисциплина, упомянутая мной, означает четкое и беспрекословное подчинение по вертикали власти, от лидера али к ЦЕО корпораций, от ЦЕО корпораций к рядовым мемберам. Четкое и беспрекословное выполнение приказов али флиткома во время вылетов. Если лидер али говорит, что новая война будет за сорок джампов от родных территорий, весь альянс дружно поднимается и перетаскивает боевые корабли в назначенную точку регрупа. Если али флитком назначает КТА на 6 часов утра, все стараются по возможности на него встать.
Репрессивное командование означает, что за нарушение дисциплины или не выполнения требований али ЦЕО и директора корпораций получают серьезную головомойку, а в случае повторения или тяжелого нарушения следует кик корпорации. Например, али флитком во время КТА летает альтом по родной территории – там видит, что кто-то в тихую карибасит, забив на КТА. Человеку выносится предупреждение, об этом предупреждении ставятся в известность директора соответствующей корпорации. В случае повторного залета, по любому поводу, корпорации выдвигается требование в течение недели кикнуть этого пилота. Если это требование корпорация не выполняет – корпорация кикается из альянса.
Жестко? Да жестко, но по-другому нельзя. Альянсы без жесткой дисциплины в конечном итоге вытесняются из нулей, более жесткими молодыми волками.
Из этого правила есть некоторые исключения. Например, альянсовый логист кормящий полсотни посов с обвесом может забивать болт на КТА. Корпорацию, являющейся основной в альянсе, никто не кикнет. Но для корпораций новичков, к которым я сейчас обращаюсь, никаких послаблений не будет (во всяком случае, вам лучше думать так).
2. Взаимоотношение между альянсом и корпорацией.
В целом сложившаяся структура отношений в еве мне напоминает феодальный строй. Есть король (лидер альянса, как правило ЦЕО главной корпорации). У короля есть гвардия (его корпорация), она обычно сильней всех остальных корпораций по отдельности. Бароны, графы и маркизы (ЦЕО других корпораций) получают от короля наделы. Взамен они обязуются по зову короля (КТА) предоставлять вооруженный на свои средства отряд воинов. Что будет делать с воинами король, где они будут воевать и за что, знать, как правило, волнует только с точки зрения отхапать себе добычи. Основная задача знати предоставить воинов вооруженных согласно выдвинутым требованиям. Задача короля или его военачальника грамотно распорядиться предоставленными ресурсами.
Достаточно интересная картина, не правда ли? Как говорится, ничто не ново в этом мире. Но, впрочем, не будем отвлекаться и пойдем дальше.
За поведение своих пилотов отвечают корпорации. Если к вам внедрили шпиона, и при его помощи завалили альянсовый фрейтер, компенсировать будете вы. Если ваш мембер накатал жалобу что, мол, кто-то там в альянсе ботоводит и аккаунт у человека забанили, нового чара покупать будете вы. А еще в альянсе могут быть титаны... Так что, все достаточно серьезно –проведите соответствующую работу со своими людьми.
Лидеры альянса, как правило, люди адекватные и вполне могут войти в ваше положение, если кто-то из ваших людей залетел. Но, они, тоже, как правило, четко осознают, что в альянсе дисциплина должна выполняться всеми, и любое послабление несет негативные последствия. Да с ними можно договориться об определенных послаблениях. Но эти послабления надо будет серьезно обосновать и сделать так чтобы «внешне» все выглядело хорошо. Привожу пример:
В вашу корпорацию влилась другая без большого боевого опыта, у вас на руках пачка новичков. Новичкам нужно перетащить корабли, объяснить, что можно делать, что нельзя, ткнуть носом в альянсовые фиты, потом ткнуть носом еще раз и заставить перефитить корабли и т.п. А альянс в это время ведет напряженные боевые действия на другой стороне галактики, КТА каждый день и все такое. Если вы подойдете к али флиткому, в частном порядке все объясните и попросите дать время новичкам на перевод кораблей то 99 шансов из 100, что он пойдет к вам на встречу. При этом нужно проследить, чтобы обрадованные «новички» не догадались во время КТА обсуждать в али чате баунти на БШ в новых территориях.
Есть такое правило – «Кто не на КТА – в логоф». Не все понимают, почему это правило появилось и почему оно должно выполняться. Попробую объяснить на примере. Идет стройка, добровольная большая стройка на общее благо. Все строители трудолюбиво работают, осознают что и зачем делают, и преисполнены тихой гордости за свое дело. Но, вот рядом на травке разваливается компания бездельников, пьет пиво, тыкает пальцами в строителей и хихикает. И у строителей закономерно возникает вопрос: «А чего мы тут корячимся, когда можно лежать на травке и пить пиво?». При том, что пользоваться построенными благами будут все, и строители и бездельники. Через некоторое время такой практики на КТА никто не будет летать – все будут сидеть в белтах и набивать себе валет. Соответственно альянс вылетает из нулей.
Лидеры нормального пвп альянса четко отслеживают, сколько людей каждая корпорация предоставляет на КТА. Отслеживают на чем эти люди летят на КТА, как они летают, смотрят на фиты кораблей (проверяют кольчуги и смотрят в зубы коням). Смотрят на килборду, сколько килов у корпорации, где и как эти килы сделаны. Если корпорация не удовлетворяет требованиям ЦЕО вызывается на ковер и ему говорится что-то вроде: «Мы не удовлетворены вашей явкой на КТА. У вас две недели на исправление ситуации, иначе корпорация будет кикнута из альянса.» Не исправились за две недели – прощайте.
Другой момент достаточно критичный с точки зрения лидеров альянса – это шпионаж. Наличие или отсутствие шпиона во вражеском или в вашем флоте/ТС может решить исход большого боя. Из-за шпиона альянс может легко потерять титан. Вместе с тем, альянс не может контролировать благонадежность людей, которых вы принимаете. Это необходимо делать вам самим, и за это с вас будут спрашивать.
О требованиях, предъявляемых к корпорациям, я в некоторой степени рассказал – теперь перейдем к пряникам. По договоренности с альянсом корпорациям дается доступ к лунам на территории альянса. Например в РОЛах на момент моей игры, можно было занимать любую свободную луну (естественно, прометиум и диспрозиум были заняты основной корпорацией, и доход с них шел в кошелек альянса). Далее, отличившимся пилотам за счет альянса выдаются альянсовые капитал и суперкапитал корабли, и даже могут приобрести аккаунт каппилота. Это, кстати, вполне серьезные цифры.
Так же после доминиона корпорациям во владение начали передавать конкретные системы и станции. Корпорации сами платят за апгрейды, поддерживают уровни, кормятся сами и сдают свои системы в аренду. Арендаторство стало вполне серьезным источником дохода, за сдачу системы можно получить порядка 6-7 миллиардов исков в месяц (три кары хантящие нонстоп могут поднять с аномалек за месяц порядка 70 миллиардов). Кроме этого, корпорации, обычно по согласованию с альянсом, могут заняться кап и суперкап строительством. А тот же титан, если перевести на реальные деньги, может строить до 3к долларов. Одним словом - вполне серьезные деньги и некоторые лидеры альянсов и больших корпораций вполне ощутимый прибыток с евы.
С позиции расходов, корпорации, как правило, компенсируют сливы на КТА, а бывает и не только на КТА, но и вообще предоставляют бесплатно корабли для роамингов. Во время моей активной игры стандартом на КТА был БШ. При сливе на КТА мы компенсировали непосредственно цену корабля без фита. За счет страховки пилот отбивал большую часть цены фита и ригов. При таком способе компенсации одно неудачное КТА может обойтись корпорации где-то в миллионов 700, но такое бывает достаточно редко.
Лично меня ева, как способ дополнительного заработка никогда не интересовала. Я считаю, что деньги необходимо зарабатывать в реале. Как будете к этому относиться вы – это уже решать вам. С одной стороны наличие дополнительного заработка в еве дает лидерам возможность и мотивацию к активной игре (а без лидеров не будет ни корпораций, ни интересной движухи), с другой стороны это выглядит некрасиво в глазах многих людей. И, зачастую, подобные «лидеры» начинают действительно себя вести некрасиво, когда их делянки оказываются под угрозой.
Положительная сторона жизни в пвп альянсе, которая привлекала меня, это доступность пвп. ПВП разнообразного, безостановочного и эпического. На килборде моей корпорации пять титанов. В убийстве двух из них я принимал участие лично. Наш альянс участвовал практически во всех войнах на разных участках карты, применялись разнообразные стратегии и разнообразные форматы гангов. Это было интересно мне, это было интересно мемберам моей корпорации, это то, ради этого мы пошли в альянс. Ну и иметь участок карты, который можно с полным правом назвать своим, для многих людей тоже весомый аргумент.
Как выглядит для корпорации жизнь в пвп альянсе, я описал. Во всяком случае, я рассказал так, как я это видел. Возможно, для вас будет что-то другое… не такое жесткое, но лучше готовиться к худшему. Если у вас будет корпорация способная выполнять вышеописанные требования, то свое место на карте вы найдете без особого труда.
Что вам нужно, и какую цену вы способны и согласны заплатить – выбирайте сами.
3. Идеальная корпорация.
Я начал этот раздел с практики жизни в пвп альянсе, теперь давайте обратимся к теории. Какая у нас цель в пвп альянсе и к чему мы стремимся? Естественно у корпораций и их лидеров разные пути развития и цели, поэтому попробуем ввести универсальную задачу, к которой предположительно будете стремиться и вы. Я лично считаю, что сверхзадачей любого ЦЕО, именно как смысл, который несет эта должность - это построение «идеальной» корпорации.
В рамках пвп альянса – идеальная корпорация это большая и сильная корпорация, насчитывающая несколько сотен чаров, имеющая капитальный и суперкапитальный флот. Корпорация, которая может решать любые вопросы самостоятельно, имеющая серьезный организационный, материальный и людской ресурс. Корпорация с опытными флиткомами, цео, директорами, пилотами решающая все вопросы организованно и качественно. С налаженной логистикой и серьезным суперкап производством. В корпорации нет срача, враждующих внутренних группировок – она представляет собой единый сплоченный коллектив друзей-единомышленников.
Тут можно сказать много красивых и приятных слов и описывать идеальную корпорацию долго и со вкусом, но, думаю, примерную картинку вы себе уже представили. И вам, в любом случае, будет полезно эту картинку держать перед глазами в качестве небольшого напоминания, куда надо идти. Собственно, дальнейшая часть сего труда будет посвящена вопросу «А как к этому дойти?».
Опять повторюсь, то, что я описываю - это мой личный опыт, я никому ничего не навязываю и ни на что не претендую. Так же у вас могут отличаться цели и задачи, в этом нет ничего плохого. Здесь я просто рассматриваю универсальный пример, который, скорее всего, отличается от вашей, реальной жизни. Например, я и сам сейчас строю корпорацию с похожими, но все-таки иными целями. Что будете строить вы – решать вам, я лишь предлагаю ознакомиться с моим опытом.
4. Основа корпорации.
Корпорация это не чары, не корабли, станции, титаны… корпорация – это люди. Люди, которые готовы играть, воевать и жить под вашим тиккером, под вашим флагом, под вашим руководством. Все остальное, это вопрос времени. Если вы теряете людей – ваша корпорация умирает, если набираете – она живет и развивается.
Далеко не каждый человек может вам подойти. Кроме того есть «естественная» убыль игроков в реал, и надо постоянно бежать чтобы остаться на месте. А если вы хотите прийти куда--то – то надо бежать в два раза быстрей. (с) Льюис Кэрролл, Алиса в стране чудес.
Единственная и основная задача ЦЕО - это работа с людьми. В основном это работа со своими собственными мемберами. Их надо обучать, организовывать, контролировать, поправлять, мирить, судить и объяснять. Есть директора, есть замы, но вы последний в этой цепочке – больше скидывать проблемы не на кого. И ваша задача построить коллектив так, чтобы он был максимально эффективен и продолжал эффективно работать даже без вашего участия.
Как это сделать? Самое простое это найти/обучить/вырастить хороших замов/директоров, которые будут разруливать всю текучку, и наладить взаимодействие между ними. Но… к сожалению лидеры на дороге не валяются, а тем более сложно найти хорошего лидера. И далеко не факт, что этот лидер будет работать, подчиняясь вам, да еще работать четко – без подсиживания, конфликтов и перетягивания одеяла на себя.
Задача сложная, такие люди редки, но они есть, а у вас нет другого выбора. Поясню почему нет другого выбора… В одиночку лидер никто. Любой «элитный игрок» с хорошим онлайном будет проигрывать более менее слаженной команде из трех-четырех «середнячков». И ева в этом плане не исключение. Соответственно вам нужны люди, много людей. Много людей это много организационных вопросов, это логистика, дипломатия, обучение, рекрутниг и т.д. И чем больше людей, тем больше организационной работы и она требует времени, много времени. А тупо набранная толпа, без организации, бессмысленна и неэффективна. По моим ощущениям можно вести соло корпорацию из примерно пятнадцати-двадцати живых людей не слишком сильно напрягаясь, с восьми часовым рабочим днем в реале, с семьей. Если набрать еще людей – то начнутся проблемы. Кстати, проблемы и так начнутся, как только вы захотите уехать, например, в отпуск и уберете руку с пульса. Соответственно вам нужен кто-то, кто бы разделил бы с вами бремя организационной работы, и желательно не один. И именно количество и качество подобных людей в корпорации определяет потолок развития.
Итак, самое важно в корпорации это люди. Среди этих людей самые важные для вас это ваши ближайшие соратники, разделяющие организационное бремя. Это надо помнить и относиться к своим людям бережно, с вниманием, уважать и понимать их. Искать новых соратников и членов корпорации. Новых людей, которым было бы интересно в вашем коллективе, и которых бы мог принять ваш коллектив.
Тут есть еще один не слишком очевидный нюанс. Вы лидер и вы задаете верхнюю планку, на вас ориентируются как простые мемберы так и директорат. И если вы хотите развивать совою корпорацию, то вам тоже надо расти. Расти как человеку и как лидеру. Помните об этом, и даже если все развалится, вы можете начать все с нуля, создав в конечном итоге ту корпорацию, о которой мечтаете.
5. Некоторые принципы управления.
К сожалению, материал объемен, и сложно вычертить единую, взаимосвязанную, ясную структуру. Есть много отвлеченных нюансов, которых сложно уложить в общую картину. Поэтому я сейчас несколько изменю способ подачи материала и расскажу о некоторых принципах, которые помогали мне в управлении, дабы не оставить без внимания хотя бы некоторые «нюансы».
а) Время ЦЕО - самый важный ресурс корпорации. Этот ресурс необходимо использовать разумно, с максимальной пользой для корпорации. В идеале ЦЕО должен построить корпорацию таким образом, что ему вообще не надо нечего делать. Все колесики должны вертеться без его участия и оптимальным образом. Если же ЦЕО все время носится как оглашенный, то значит он плохой организатор.
б) Каждый должен заниматься своим делом. Этот пункт логически проистекает из первого. Я, например, никогда не лез флиткомствовать, хотя пробовал и у меня что-то получалось. Не лез потому, что у меня в корпорации есть люди, которые осознанно хотят этим заниматься и учатся этому. Если я буду заниматься флиткомством и мешать им получать опыт в этой сфере – в результате получатся два хреновых флиткома и хреновый ЦЕО. Естественно, всему есть свое место и время. И ЦЕО приходится порой посы заправлять и выставлять таймеры. А если флитком зарекрутит хорошего пилота ему никто плохого слова не скажет. Но, все-таки надо стремиться заниматься именно своим делом и делать его хорошо.
г) Многократное дублирование важных участков. Корпорация не должна зависить в важных вопросах от одного человека (в том числе и от ЦЕО). В идеале выпадения одного или двух ключевых людей не должно привести к остановке построенного механизма. Понятно, что может выпасть и первый человек и его дублер, и дублер дублера, а может быть, что дублеров просто физически нельзя найти, но, надо к этому стремиться. Почему этот пункт важен, я думаю, вы на своей шкуре поймете не один раз, еще до вступления в клаймящий альянс.
д) Постоянно ищите новые возможности занять своих людей делом, которое им интересно и которое приносит пользу корпорации. Я об этом уже упоминал – но повторюсь еще раз. В большой корпорации много разных людей, разных профессий и открываются новые возможности – многие из профессиональных талантов можно использовать на благо корпорации. Журналист напишет батлрепорт, фотограф сделает скриншоты, дизайнер - интересные картинки с логотипом корпорации, директор ИТ конторы разместит у себя сервак с клибордой, ТС-ом и форумом, программист будет это дело админить и т.д. и в т.д. Все это реализуемо, и часть этих примеров взята из жизни моей корпорации.
е) Помните, что вокруг вас реальные люди - а это игра. Нарисованными корабликами в космосе управляют реальные люди. В вашей корпорации состоят реальные люди. Многие люди… увлекаются, забывают про это, и ведут себя довольно некрасиво. Или просто что-то не понимают и возникают конфликты и ненужная напряженность… Старайтесь об этом помнить, и вести себя по человечески.
ж) В основе корпорации лежат некоторые принципы, идеи, устав… и надо их соблюдать, не смотря на возможные более выгодные сиюминутные решения. Корпорация, о которой я говорю, это долговременный проект и если вы, например, ради исок кинете своего сокорповца, то скорее всего это в долгосрочной перспективе вам принесет больше вреда чем пользы. Другой момент можно назвать «гармонией» - когда решения ЦЕО, поведение директората, прокламируемые цели и реальные шаги, идеи, принципы корпорации, менталитет коллектива все это и многое другое сливается в гармонии и согласованно работает в одном направлении. Тогда возникает эффект взаимного усиления и КПД корпорации значительно возрастает. Когда же слова руководящего состава идут в разрез с его делами, возникает диссонанс и КПД падает.
з) Чтобы не случилось во «внешнем мире», помните - главное для вас это корпорация и вам есть на что опереться. Если ваш альянс развалился, если все переругались, если случилось что-то непредвиденное – не опускайте руки. У вас есть сплоченный коллектив компетентных людей, есть своя семья, и свое место под солнцем вы найдете в любом случае.
и) Не портите климат в доме, в котором вы живете – корпорация это ваш дом на многие месяцы, если не годы, постарайтесь чтобы вам и другим людям было в этом доме было приятно и комфортно жить. Не надо в него нести ссоры, склоки, проблемы из реала, негатив. Храните и берегите ваш дом.
Этот перечень можно расширять – наверняка вы можете добавить что-то свое… Я же предпочту остановиться, и пойти дальше… еще многое нужно написать…
----------------------------------
сей труд еще не закончен, и, к сожалению, мне сложно сказать когда я его завершу, но я буду продожать работать над ним
Сообщение отредактировал Khan: 20 January 2011 - 14:37