Если кратко:
- Доминион привносит достаточно радикальные изменения, которые начиная от изменений в механике клайма и заканчивая новым думсдеем и мазершипом в корне меняет идеологию ведения войны в еве - отныне все решает только суперкапиталы. остальные флоты становятся массовкой.
- большая часть "старых" альянсов евы, исторически возникших как объединения игроков вокруг игровых идей, оказались не готовыми к гонке вооружений; герои прошлых войн - ААА, СК, катастрофически отстают в темпе формирования суперкапитального катка. Их промышленные игроки привычно считают результаты стройки личным делом и продают супера направо и налево. В старом балансе игры это привело бы к относительно равномерному распределению суперов по еве, но в новой вселенной картина меняется
- введение аномалий ведет к взрывному развитию ботоводстства, а многочисленные эксплойты (прежде всего дроновые аномалии) создают новое явление в игре - ископоток, измеряемый миллиардами исков в день на игрока. это создает возможность создания иск-фабрик в маскшабах альянсов. До этого фармерство такого масштаба могло быть осуществлено только на мунмайнинге или на фарме статичных плексов, причем эти ресурсы были распределены относительно равномерно (если не географически, то политически), а плексов вообще было счетное количество на всю еву. возможность добывать сопоставимые деньги буквально в каждой системе пачками ботов создала качественно больший объем исков, которыми оперировал ряд альянсов. те из них, кто уже имел выработанную систему контроля территорий и арендаторов, получили мощнейший приток халявных исков, который был конвертирован в овер-паверед военную мощь.
В итоге в еве сложилась ситуация, схожая с историческими мировыми войнами реала. "Старые лидеры", почивая на лаврах и считая свои модели более совершенными, оказались неготовыми к резкому рывку "новых". Тем более, что на первый взгляд, долгое время нового "центра силы" не складывалось. однако потом ситуация стала постепенно меняться. Причины:
- резкое увеличение ценности мазершипов и потребность в большом количестве титанов (раньше, чтобы остановить вторжение было достаточно 3-4 активных титановода, а сейчас нужны винги титанов), существенно увеличило объем вводимого реала. западные игроки, ориентированные на активное пвп, покупали корабли индивидуально, русские отличились единоразовой покупкой нескольких десятков суперов за счет одного толстосума. в итоге ряд молодых амбициозных альянсов и корп стали обладателями весьма внушительных суперкапфлотов (пандемики, х13 и рейдены в целом, триумвираты, ну и вайтнойз само собой). сложилась диспропорция - одни альянсы строят супера (причем эти стройки в 90% индивидуальные), а другие за счет доната их покупают. в итоге появилась возможность НЕ имея территорий стать обладателями оверпавер флота (тем более, что для этого достаточно нескольких десятков активных пилотов на альянс, котоырые успешно могут противостоять блобу).
- появление на организованных иск-фарм территориях (а в этом традиционно преуспевают русские альянсы) неограниченного источника исков в виде бото-фармленных аномалек привело к возможности активных ПВЕ пилотов и ботоводо обзавестись собствеными суперами. масштаб прироста суперкапфлота этом случае сопоставим с донаторской моделью, только несколько иначе географически распределен, так закупился в основном русский восток.
- в итоге, сложилась ситуация, в которой распределение источников исков в игре (луны, системы) и военная мощь альянсов стала драматически не совпадать. старые "лендлорды" своими руками снарядили флоты "новых" лидеров, причем собственный ископоток у них не тратился в достаточной степени на перевооружение. итогом стал альянс "новых" - западных амбициозных пвп-шников и восточных иск-фармеров, который привел к полной перекраске севера, на данный момент самой богатой зоны вселенной евы.
Главным результатом этого стала ситуация, при которой в еве появились профессиональные игроки тех типов:
1) иско-бароны, контролирующие территории и иск-фармерские альянсы. За счет гигантского потока исков, у них есть возможность не только выводить их в реал, но и держать внушительные суперкап-флоты. их интерес в войне - это расширение территорий под заселение ситизенами и ботами, а также установление контроля над производством суперкапиталов, и тем самым (кроме заработка) - установление системы влияния на союзников.
2) лидеры наемников, которым платят (причем на совершенно новом уровне) владельцы иск-фабрик для решения либо оборонительных задач, либо перекраски карты.
3) наемные фк и игроки, которых оплачивают первые или вторые, причем в ряде случаев это оплата реалом фултайм ингейм присутствия, но значительно чаше речь идет о подаренных суперкапиталах, топляке и прочих игровых расходах. раньше в игре прослойка такого рода игроков была тоньше на несколько порядков.
Эта конструкция весьма устойчива в том смысле, что если 95% игроков интересуются только сиюминутными интересами и локальной выгодой, то 5% приобрели эффективные возможности по управлению всеми остальным. Они перераспределяют игровые ресурсы (альянсово, межальянсово и тп), создавая возможность полностью управлять протекающими процессами. При этом масштаб исков в управлении таков, что его безболезненный вывод в реал уже является достаточным, чтобы воспринимать еву как основное средство заработка. Если раньше топ-ебаеры били индивидуалами или альянс-лидерами, монопольно использующими какой-то ресурс (луна, плекс или тп), то сейчас топ-ебаер жизненно нуждается в стаффе, команде офицеров и надежной дипломатии с аналогичными игроками. в итоге все альянсы с чисто игровой мотивацией исчезают с карты, а остаются на ней только те, кто нашел свое место в новой системе, выстроеной под задачи эффективного иск-фарма.
Что ждать дальше. Если смотреть на карту, то во1х, передел евы не завершен. на ней есть еще большие куски карты, окрашенной цветами "стариков", кто как дурак воюет для фана. кроме ААА и гунов, это еще территория дельва, которая после краха ИТ вообще населена сквоттерами. Однако и "новым" так много пока не съесть. перелопатить еще пару десятков тысяч игроков, перераспределить их между наемнеческой и фармерской моделями не так просто. на это может уйти год. Но и это полдела - создать команду в десяток профессиональных игроков не так просто, как кажется, особенно не русским альянсам, тк там мало кто пришел зарабатывать в еву, а потому воспроизвести модель востока будет сложно. этим же косвенно регулируется количество элитных алли -им надо за чей-то счет жить (их кто-то должен оплачивать), и есть еще регулятор в виде производства суперов. В итоге, возникает определенное равновесие при нежелании ведущих игроков ломать статус кво. В итоге я вижу три сценария:
1) Болото. Иск-фармерам и наемникам нет смысла воевать друг с другом (ну разве что фаново, без суперов). в этом случае в еве не остается сил, способных вмешиваться большую политику, и в итоге все сводится роамингам. Это можно было бы назвать "эпохой счастливых роумингов" если бы не одно противоречие: обе стороны вынуждены держать в тонусе сотни человек, а роуминги - это забава для мелких групп с большим числом фк. поскольку такого числа ганговодов пока просто нет, то это будут роуминги на батлах по 100 тел. собственно, это уже начинает происходить. в этом случае скорее все будет сводиться к договорным стычкам, или дежурным системам для пвп (кемпы станций или выходов в системы и тп). ПВП активность резко снижается, супера простаивают, активные игроки, не вовлеченные в ископотоки начинают активно выбывать.
2) Восстание масс. Не беря в расчет фактор ССР, а его обсужу коротко отдельно, видно, что текущая картина с гигантским социальным неравенством устраивает меньшинство в еве. проблема даже не в хомячках - их то как раз устроит оплаченное от альянса пвп, война по расписанию и прочие радости работы на иск-фарм- или пират-баронов. Но большое количество амбициозных игроков, которые раньше были плоть от плоти евы ("стань лидером корпы и приведи ее к славе") остались не у дел. К больших альянсах им скучно, можно делать карьеру, но на фоне общего заболачивания и превращения пвп в бидоносфер-туркишот или суперкапблоб рядовой исполнитель на три головы полезнее амбициозного пвпшника. потому серость быстро съест выскочек, им нет места во вселенной. бомж-лоусек альянсы или растворение в пандемиках - отвратительные перспективы. в итоге, думается, чно такого типа игроки начнут свои амбициозные малые проекты, которые постепенно начнут складываться в прототипы альянсов и коалиций нового типа - более временных, нацеленных на короткий рывок. Это долгое время может быть просто фоновым мелким пиратством, однако в случае синхронизации такого типа лидеров они вполне могут поставит себе задачу начать "черный передел", и подловить момент слабости или смены команд тех, что является сегодняшним лидером.
О факторе ССР - чтобы не курили в исландии, даже дым своих родных вулканов, это не поменяет природу человека. Потому ева будет дальше и дальше блобиться и стремиться выводит иски в реал. В этой связи "нерфы" нулей - это всегда нерфы слабых. Станут тоньше супера - значит их будет больше. Станет меньше ископоток от ботов - значит появится больше просто ситизенов. Однако в целом, думаю, такого масштаба перекос, как привнес доминион, все же будет не скоро. И главное, что может поменять картину в игре - это появление новых социальных механизмов. В социуме бароны-крепостные комфортно далеко не всем, а демократические формы пока проигрывают в военной мощи. Если за счет удешевления входа в игру и снижения роли супе-блоба амбициозная мелочь сможет получить шанс на рост, то игр снова станет игрой, а не площадкой для заработка. примерно в этом направлении ССР, думаю, и работает, с той степени, в котором им позволяет суровый северный темперамент.
Сообщение отредактировал Blaster Worm: 02 July 2011 - 17:26