Общие замечания
Итак, для понимания - мои оценки рассказов будут исходить из идеи о том, что искусство должно разбудить чувства, заставить сопереживать и открыть для себя что-то ценное. Заставить посмотреть на себя со стороны (а именно это ключевое свойство разумности) и сделать вывод на будущее. Все остальные вопросы - стиль, качество текста, и тд и тп - в моем понимании лишь ремесленный инструмент. И если за несколько тысяч знаков тонкие чувства затронет одна фраза, но затронет качественно, - для меня это совершенно достаточно. Описал тексты, присланные мне организаторами.
Решил добавить к рассказам некоторые оценки (по шкале 1-5, так привычнее):
сюжет (новизна, развитие, идея)
стиль (качество текста)
идея (глубина замысла)
фишки (пасхалки, клевые фразы и тп)
Рассказы
Расставлю их в порядке личной оценки.
Шмели
Как я писал раньше, этот рассказ в моем понимании лучший. Читая его я очень быстро включился в основное переживание героя - то самое ощущение вращения в сансаре с угасанием смысла происходящего, которое знакомо любому, кто перестал воспринимать жизнь как перерывы между питьем пива и траханьем. И совершенно, и весьма точно (хотя это, надо сказать, и весьма на поверхности) - само сравнение с судьбой капсулира и вращения в круге жизней.
"- Здравствуйте, мистер Пейдж. Добро пожаловать в вашу новую жизнь. Как вы себя чувствуете? "
Коненчо, сансара - это аллегория. Жизнь и смерть человек переживает и в реале десятки раз - удачи и неудачи, завершение проекта и начало нового, смены обстановки и тд и тп. И каждый раз надо заново войти в жизнь. И рано или поздно это начинает восприниматься отстраненно... И рано или поздно хочется остановиться.
"Сейчас, стоя в душе, он думал, что после смерти люди должны попадать в рай, в ад, или еще куда, но точно не в душ."
Замечательное наблюдение о том, что маленькая смерть в еве - точная и хорошая аллегория этого совершенно высокого переживания. Если не затупить чувства, то клонилка на базе - это действительно встряска для всего существа человека, возможность ощутить подведение черты под усилиями - после которой бесполезно бахвалиться. Это весьма полезная встряска. От которой, и правда, как и от жизни, можно сильно устать.
И самое сильное в ощущении смерти - это ее контраст с жизнью.
"Он сидел и пил странный, невиданный напиток, в нереальном месте, которого не могло быть в его мире, но было реальнее чем его каюта, в окружении диковинных цветов, над которыми гудели те, кого старуха назвала шмелями, и при этом уже совершенно не удивлялся. Он снова почувствовал, что время остановилось. Но это была хорошая вечность, не та паршивая как при смерти, совсем другая вечность со звуком и вкусом, пропитанная теплом и светом. "
Технически рассказ написан довольно слабо. Много проходных фраз и корявых переходов. Много банальных фраз, которые сбивают ощущение. Это не самый удачный стилистически текст. Однако идея и последовательное ее разворачивание эти проблемы скрадывает. Это ученический текст, но в нем есть суть. Причем суть жизненная, но очень точно подмеченная в игре и реализованная на реальном "движке" евы.
Мы действительно легко привыкли к звездам, станциям, смещенной этике, иному счету времени и антуражу техно-сай-фай вселенной. И действительно, жизнь в игре стала чередой игровых событий. Но в ней иногда нужно останавливаться, и иногда нужно вспоминать о том, что мир и его звуки в миллионы разнообразнее. И Найти выход - не из игры, а к сути. Пусть даже этот выход - лишь жест.
"- Да... Еще кое-что. У вас есть шмели?"
сюжет - 3
стиль - 3
идея - 5
фишки - 5
Лакомый кусочек
Хороший классический сай-фай сюжет (на контрасте с предыдущим - это просто текст фор фан). Тут правда чрезвычайно примерно видна ева, и вообще, лучше бы вычистить все эти эковоки про капсулиров. Но сама по себе композиция хороша. Что действительно интересно - так это ход, когда виртуальная личность "поселяется" сразу в головы всем, и действительно, до конца этот трюк не раскрывается.
Хотя, надо сказать, чисто с логической точки зрения сюжет страдает. Как можно внушить один образ (с именем! нереального персонажа - это важно) сразу нескольким? Этот сюжет разрабатывался в фантастике несколько раз очень аккуратно - вспомним Солярис, или что вообще ближе по композиции (до деталей почти) - Призрак-5 .В них везде фантомные образы будились из подсознания, а значит были чрезвычайно личными - или общими с кем-то по старым воспоминаниям. В кусочке явно с этим прокол. Достаточно было всего-то сделать девушку реальным членом экопажа, но "случайно" оставить ее на борту основного корабля - и все концы бы сошлись.
Впрочем, тут мы скорее видим сюжет фильма - а для сюжетов такие мелкие нестыковки вообще роли не играют. Главное, чтобы в нужный момент возникало напряжение - и кстати, с этим тут все отлично. И сцена с доктором, и финал - все отличные заготовки под актерскую игру с искрами из глаз. В общем, в этом смысле рассказ вполне цепляет, и сделан достаточно грамотно.
Что хорошо - это соблюдение классики сай-фай жанра: описание ситуации, которая отсутствует в опыте не только героев, но и вообще людей до того. Столкновение с действительно неизвестным. И развитие данной ситуации. Однако, поскольку сюжет построен на личностном - было бы приятно почитать раскрытие образов людей в ситуациях, тк именно на личностях и возникает конфликт (пока все очень схематично). Потому это крепкая заготовка или под более развернутый текст, или сценарий.
сюжет - 5
стиль - 3
идея - 3
фишки - 3
Сейлин
В отличие от предыдущих рассказов, Сейлин - не притча, и не космо-детектив, а вполне себе содержательный сай-фай сюжет. О машине, которая стала чем-то большим чем набоор алгоритмов и о людях, которые иначе посмотрели саим на себя. столкнувшись с этим. Вообще сюжеты о роботах с чувствами очень не новы. И положенный на вселенную евы "чувствующий кибер мозг", имхо, не привнес в сюжет чего-то нового. Как и всегда, машина нашла себя только в служении человеку - следующему после того, который ушел. На самом деле, вся мировая фантастика всеми своими тысячами сюжетов пока так и не смогла решить эту задачку - если машина перестает служить людям - то что она делает??? И матрица, и терминатор, и множество других текстов дают один ответ - самовоспроизводится. А люди, у них есть что-то, что оправдывает ИХ самовоспроизводство?
Этот вопрос - всегда и есть основной сюжет всех произведений про чувствующие машины. Ради чего живут люди?
В рассказе об этом нет ничего. Это квест про перепрограммирование машины с использованием чувственных образов на работу надо другой программой. На эту тему нет ничего лучше "Необходимой вещи" Шекли. Рекомендую. Потенциально сильной стороной рассказа является стилистические приемы описания чувств женщин в отношении мира и других людей. Но это лучше оценить женщинам. Мне показалось, что приемы вполне верно использованные, но ощущения силы чувств не возникло. В общем, хорошая попытка, но нужно работать над самой техникой.
сюжет - 3
стиль - 3
идея - 4
фишки - 2
Последняя капля
На этот раз мы видим классический фанфик по еве. Дизайнеры игры запрограммировалия определенные сюжетные восприятия в конструкции и описания миссий. Каждый, кто таскал "экзотик дансерш" или "дамселей" в карго наверняка одной левой (ну или правой - кому сподручнее) "напридумал" вагон сюжетов про спасенных проституток.
Рассказ, тем не менее, вполне добротен, хотя и опять же, сорри, несколько ученический. Хотя имхо все ходы достаточно, скажем так, типичны. Беглянка из богатой семьи в борделе? Этот сюжет банален, и от него давно устав, все уже смакуют "Дневную красавицу", где это бегство стало, ммм, не таким уж вынужденным . Сюжет про мстящих девушек тоже сильно не нов, любителям жанра рекомендую "Триллер: Жестокий фильм", концептуальное кино с большим количеством сюжетных находок.
С другой стороны, как фанфик, текст вполне.
"- Под амарров тебя делали, - хихикнула Инетта, - они любят всякие матарские прибамбасы, тату там, пирсинг. Чтобы, типа, настоящая матарская рабыня. "
Ну да, кстати логично
"«Рекламируешь профессию?» - снова и снова крутилось в голове. В чем-то она даже права. Расхожая шутка капсулиров «отдамся за хорошую цену» не так уж смешна, если подумать. Они все слишком привыкли жить мыслью, что все продается и все покупается, что любого можно нанять, купить за хорошую цену."
Не новость для всех фрилансеров (в не-гансовом, а оригинальном смысле слова), но вполне применима.
На будущее, есть предложение фанфики и тексты по мотивам (на "движке") оценивать отдельно, поскольку имхо в фанфике главная ценность - фишки и детализации описаний вещей, которые присутствуют в еве, а в рассказе по мотивам - совершенно иное.
сюжет - 2
стиль - 3
идея - 2
фишки - 4
Ничего личного
Рассказ трудно начинать читать, но заканчивается бодренько. Он немного ни о чем - ситуация и описания поддерживают сюжет, который прям, как игровой квест. Довольно подробно описываются внутренние переживания - но иной раз это интересно, иной раз нет. Очень советую автору один раз хорошо травануться, ну или, ни дай бог конечно, не испытать, но хотя бы пообщаться с человеком, проходящим химиотерапию. Вообще говоря, любому писателю лучше лично пережить хоть часть того, о чем он пишет, иначе не возникает сопричастности.
Самое страшное в долгом переживании боль - не боль. Самое страшное - ожидание ее повторения. И самое сильное ощущение при боли - это сворачивание всего мира внутрь, когда все внешнее становится лишь отраженим очередного внутреннего переживания. Если половина рассказа описание боли и попытка от нее убежать - то это обстоятельство надо радикально усилить.
Концовка куда бодрее, и даже появляется интерес - но не так надолго, тк он несколько ни о чем. Я, кстати, так и не понял, к чему готовят девушку - стать капсулиром? Пройти "бетанскую технологию омоложения" (стилистикой навеяло кстати весьма)? С одной стороны контраст "замарашка - принцесса" интересен, с другой стороны, фразами "я бы тебя трахнул" в двух разных сопоставлениях его очень сложно описать в о всем потенциале.
В общем, для рассказа с линейным сюжетом и фишкой в трансформации образа и фиксации на переживании состояний не хватает именно глубины прописывания образов. Чтобы читатель ощутил, как из наркоманки стать убер-пилотессой, надо чтобы ему сначала было больно в желудке, а потом тепло в паху. И в этом случае лучше не употреблять прием "сиськи", так как это символы из треш-жанров.
Но все равно зачет автору за попытку сделать центром рассказа переживания и трансформацию образа женщины. Это самый сложный вызов для мужчины-писателя. Однако в этом случае стоит помнить, что женщины тоже будут читать не то, как чувствует себя героиня, а то, как автор (мужчина) на это смотрит со стороны. У самих женщин в голове вообще все по другому.
сюжет - 2
стиль - 3
идея - 2
фишки - 3
Собственно все, авторам спасибо, тк тексты написаны всерьез. Но все же, надо работать над балансировкой и содержательного, и стилевого наполнения, думаю, всем пойдет на пользу и конкурс, и мнения людей по поводу текстов.
Сообщение отредактировал Blaster Worm: 04 December 2011 - 12:21