Хочу сделать развёрнутое напутствие тем, кто собирается принять участие в грядущем АТ в качестве рядового пилота. Это всё не истина в последней инстанции, но то, что я бы посоветовал самому себе в начале моего увлечения ева-турнирчиками.
О менталитете
Начнём с того, что даже обычному грунту из средненькой команды придётся вложить в АТ не меньше 40 часов своей жизни - просто на то, чтобы откатать минимум тренировок. Если же у грунта и его команды есть амбиции, это число можно смело удваивать. Результатом этих вложений времени и сил с не самой низкой вероятностью может оказаться пшик уровня топ 32 просто потому, что вам с турнирной сеткой не повезло. Как не опустить после такого руки и не забить на эту ноуфан дрочильню? Я не знаю, но стоит быть готовым к такому развитию событий.
Умерьте пыл и уберите с себя софиты в своей голове. В командном противостоянии побеждает лучшая команда, а не отдельные личности. Нельзя поддаваться искушению козырнуть перед знакомыми не из команды незначительным на ваш взгляд инсайдиком. Нельзя играть в героя и выпендриваться в попытках изобразить что-то лишнее перед камерами. Нельзя обижаться или расстраиваться, если вас не выставили на матч. Нужно быть морально готовым к тому, что на реальные матчи вы вообще не попадёте по каким-то причинам, просидев весь турнир на скамейке запасных. Это не повод для истерики. Если бы вам не доверяли как человеку или пилоту, вас бы не взяли в команду. Если вы посещали тренировки, вы однозначно были полезны команде.
Вы шестерёнка в механизме своей команды, гордитесь этим и цените это - вы только кажетесь маленьким, неважным и вообще невидимым глазу, но на деле без вас весь механизм перестаёт работать.
О подходе к теорикрафту
Это та часть, где я сам к моему сожалению полный ноль, но понимаю, как с этим жить и в какую сторону двигаться. Очень важно знать, что даже если у вас в команде есть супер-теорикрафтеры, им всё равно требуются помощь и взгляд со стороны, но компетенция и самокритика здесь куда важнее рвения.
Может вы и мастер механик и фитов, способный похвастать образцовой килбордой, но турнирная мета с её правилами и рамками - это сильно обособленный от остальной евы мирок. Если вы никогда раньше не придумывали рабочего турнирного сетапа - даже не думайте начинать, пока не откатаете хотя бы 5-6 разных матчапов на тренировках. Проанализируйте ход боёв, установите роль каждого корабля, постарайтесь найти уязвимые места сетапов. Выстраивая что-то своё, прогоняйте в пифе и в воображении бой против каждого из откатанных сетапов, причём особенно рьяно - с позиции противодействия вашей задумке.
Даже если у вас не получится прийти ни к чему толковому, такие мысленные упражнения помогут вам лучше понять уже имеющийся на вооружении вашей команды арсенал и предугадывать развитие боя, в том числе против чего-то, что вы раньше не видели. Но если вы уверены, что пришли к действительно рабочей концепции - не бойтесь настаивать на обкатке. Лидершип вашей команды может быть чересчур сфокусирован на своём понимании меты и не видеть дальше своего носа. Стойте на своём, формулируйте и выдвигайте аргументы. Если лидершип упорно не желает тратить время на ваши идеи, не начинайте истерику, а обсудите свой сетап с другими товарищами - не исключено, что он и правда мусор.
О подходе к тренировкам
Не бойтесь экспериментировать, особенно на начальном этапе обкатки сетапа. Естественно, не нужно стремиться к неожиданным экспромтам, уходящим от того, чего от вас просят флитком и здравый смысл. Но если вы вдумчиво подходите к исполнению своей роли и прилежно выполняете своё домашнее задание по теорикрафту, то почти неизбежно открываете какие-то удачные ходы и возможности, которых флитком может не видеть. Сообщите перед началом тренировочного матча, что хотели бы их опробовать.
Записывайте тренировки и пересматривайте записи, отмечайте свои косяки. Даже если у вас слабый компьютер, Open Broadcaster Software с правильными настройками незначительно напрягает систему. Вам не обязательны full hd 60 fps, вам просто нужна возможность пересмотреть катку.
Тренировки очень легко превратить для себя в тупую рутину, которую вы просто отрабатываете, как какие-нибудь приседания - избегайте этого. Бездумное катание тренирует лишь мышечную память. Если вы катаете с ошибками, то пропишете их в мышечной памяти, и потом придётся долго переучиваться. Старайтесь работать не на закрепление, а на улучшение. Лично у меня было три момента, которые почти всегда требовали улучшения:
1. Менеджмент модулей. Начать стоит с выработки наиболее удобного размещения кнопок модулей на панели и отработки прожатия всех этих кнопок шорткатами. Прожатие модулей мышкой отнимает у вас клики, которые можно было бы потратить на позиционирование, а выцеливание модулей курсором отнимает внимание, которое можно было бы уделить происходящему в гриде. Дальше идёт менеджмент перегрева. Признак хорошего менеджмента грева - это если у вас к моменту слива или концу катки модули сильно пожжены. Если они спалены совсем - вы не умеете менеджить грев. Если они спалены меньше чем на треть - вы не умеете менеджить грев.
2. Лечение туннельного зрения. Если вы неотрывно смотрите на панельку своих модулей дольше, чем секунду - вы туннелитесь. Если вы неотрывно смотрите на хитпоинты противника или вотчлист (если вы не логист) дольше, чем секунду - вы туннелитесь. Это всё плохо, потому что не выстраивая и не обновляя у себя в голове всю картину боя целиком, вы рискуете опоздать с принятием важного решения или с сообщением важной информации.
3. Коммуникация. В общем случае молчать хуже, чем говорить, но говорить нужно осмысленно, кратко и точно. Флитком должен иметь в голове картину боя вплоть до мелочей, а для этого каждый должен сообщать о своей ситуации и действиях. Поехали к цели? Озвучили это. Едете уже десять секунд, а к цели до сих пор не приехали? Озвучили это. Работайте над своими докладами. Вместо “Ой, а они на свой баал смарту зафитили!” лучше проорать “Уберите ремдронов!”, а вместо “Сука, я прям немножко не отскринил их цептора” - “Поймайте цептора xNAMEx! Он едет к логисту!”
Умейте распознавать особо напряжённые ситуации, когда лучше на время замолчать, но если ваш флитком принципиально не воспринимает трескотню в эфире, всех затыкает и водит вас в духе кта, когда говорит только он и один-два ключевых пилота - у вас есть проблема с исполнением на уровне команды, и её стоит обозначить и решить. В хороших командах в эфире не затыкаются, потому что даже супер-дупер флитком не читает всю картину только лишь со своего клиента.
Прорабатывая последние два момента, вы развиваете свою командную игру, что критически важно. Потому что вы шестерёнка: вы очень важны, но не сами по себе - никогда сами по себе - а только если слаженно функционируете в составе механизма. Вы не просто логист - “Уэээ я логист четыреста апм, кланяйтесь мне!” - вы сохраняете жизни вашим друзьям, дабы они могли выполнять свои задачи, вы следите за их позиционированием и состоянием точно так же, как за своим, их косяки - ваша ответственность. Вы не просто таклящий фрегат - “Уиии я потопил!”, вы перехватываете опасные вражеские корабли, делая их существование грустным и бессмысленным, а жизни ваших друзей беззаботными, более того, у вас скорее всего есть друг на таком же корабле и с такой же задачей, и скоординировавшись, вы можете свести на нет любые манёвры врага.

Не секрет, что средний скилл по еве весьма невысокий, и даже среди ветеранов АТ, поверьте, почти всем очень далеко до потенциального предела возможностей. Но даже до задаваемой ими казалось бы невысокой планки скилла нужно усердно расти. Пухлая килборда на транквилити и/или успехи на тренировках могут дать иллюзию собственного превосходства и непобедимости. Очень важно самостоятельно развеять эту иллюзию и каждую тренировку стремиться улучшать как личное пилотирование, так и взаимодействие с командой. В противном случае иллюзия будет развеяна противником на реальном матче, и падать будет очень больно.
О роли
В Выдре перед началом тренировочного этапа пилоты выбирали свою специализацию, например, пилот кор дпс, пилот евара, пилот бобров, пилот таклофригов и т.д. Я знаю, что такое есть далеко не во всех командах - нередко формальную специализацию закрепляют только за логистом, так как это самая ответственная и сложная роль. Но на деле всё равно у пилотов выявляются некие склонности и предпочтения, и хорошей идеей было бы выявить их у себя в самом начале и целенаправленно развивать, а также прокачивать на транквилити соответствующие скиллы.
Проблема в том, что мета турнира и набор рабочих сетапов выявляются в процессе подготовки, а окончательно формируются лишь к финалам, и может статься так, что роль, которую вы выбрали в начале пути, на деле окажется не нужной. В ATXV моей формальной специализацией были евар фрегаты. За весь турнир мы их выставили ровно один раз, причём я всё равно в итоге сидел тогда на другом корабле. Другой аргумент - если внезапно отвалится один из ваших пилотов на ключевой роли, кому-то (вам) придётся его заменять.
Не фокусируйтесь на одной роли, особенно если она узкая и утилитарная, будьте гибкими в прокачке как скиллов персонажа, так и собственных навыков. Если вас сажают на одни и те же корабли - протестуйте, просите дать покатать на чём-то ещё. Имеете полное право, резервы команде не могут мешать. И качайте, качайте скиллы на транквилити. Крабьте или донатьте на банки или сразу на персонажа - вам нужно летать в перфекте или хотя бы околоперфекте на как можно более широком спектре кораблей. Хорошо прокачанный персонаж - куда более важный ассет и полезная инвестиция, нежели уник.
О подходе к выступлению
Помните, что кофеин в больших дозах может оказывать мочегонное воздействие. Если вы подвержены мандражу - а эта подверженность может внезапно обнаружиться перед самым матчем - вообще забудьте о кофеине и прочих сильных стимуляторах. В этом случае могу порекомендовать на выбор заварить цикорий с парой ложек сахара, попить апельсиновый сок или скушать банан.
Подойдите ответственно с технической стороны. Если шиндовсу пришло время, переустановите его не позднее чем за неделю-две до матчей. Озаботьтесь проплаченностью аккаунтов и интернета. Проследите за стабильностью связи в день игры, не поленитесь позвонить интернет-провайдеру и поставщику электроэнергии и разузнать о плановых технических работах. Не лишним будет даже запастись альтернативным вариантом выхода в сеть, хотя бы на уровне USB-свистка, но это уже на ваше усмотрение. Перенесите настройки с тренировочного сервера на транквилити не позднее чем за день до матчей.
Если вам выдали перед боем готовый зафиченный корабль - без всяких напоминаний самостоятельно проверьте правильность фита и наличие расходников. Не делайте глупых вещей вроде покупки расходников или скина на свой корабль в маркете с мейна за несколько минут до матча.
О подходе к сливу
Самое поганое, что вы можете сделать после проигранного матча - это начать искать причины и виноватых. Слив - это прекрасный повод заткнуться, подумать над тем, что вы сами могли сделать лучше, и начать тщательно фильтровать всё, что вам хочется высказать на эмоциях. Озвучивать сделанные из случившегося поражения выводы - работа капитана, если ему понадобится здесь ваша помощь - он вас о ней попросит.
Падение в лузерсетку запросто слипается с последующей дизморалью в снежный ком, и бесчисленное количество команд выкатилось в этом снежном коме с турнира, собственноручно загубив свои шансы. Восстановить дух куда более важно, чем верно выявить совершённые ошибки, и именно на это следует устремить свои усилия.
Закругляясь
Не все считают “синтетическое” турнирное ПВП здоровой и естественной составляющей EVE Online, забывая, что турниры - одна из самых долгоживущих традиций в этой игре, и упуская из виду, что уровень драмы, сендбоксовости и метагейминга в этих состязаниях ничуть не ниже, чем в конфликтах на транквилити. Десятиминутные столкновения корабликов в джовиан спейсе - лишь вершина этого айсберга. За кулисами остаются реки пота, нешуточные самопожертвования, противостояния умов и безжалостные испытания силы духа и крепкости товарищества.
Желаю удачи всем участникам и надеюсь, что зрители получат в этом году очередное прекрасное шоу.
Благодарю своего капитана Нику Нойзера за рецензию и советы.
Сообщение отредактировал Beatrice: 13 April 2018 - 18:06